Понятие и сущность реципрокности
Реципрокность – это относительно новый и мало используемый термин в психологии, обозначающий взаимность мышления и умения ребенка в соотнесении собственной точки зрения с точкой зрения другого человека.
Сформированость реципрокности у ребенка старшего дошкольного возраста является одним из условий преодоления собственного интеллектуального эгоцентризма.
Особое значение в психологическом развитии ребенка имеет реципрокность мышления.
Реципрокность мышления – это интеллектуальный процесс, в рамках которого происходит последовательное усиление одного качества мышление с последующим ослаблением другого и наоборот.
Впервые реципрокность в психологии была описана Т. Рибо, который выделил и описал реципрокный характер познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. В соответствии с данным описанием, интеллект ребенка обеспечивает ему успешное приспособление, а творчество позволяет создавать что-то новое
Таким образом, реципрокный подход в психологии предусматривает наличие постоянного и устойчивого взаимовлияния между внутренним интеллектом ребенка и его внешней мыслительной деятельностью.
Еще одним исследованием реципрокности в психологии является исследование, проведенное Ю. Бронфенбреннером, который сформулировал и впервые озвучил ее основной принцип: «каждый человек – это продукт и продуцирующее начало того окружения, что имеется у него в настоящее время». Реализация данного принципа происходит в ходе стремления человека анализировать собственное развитие. В процессе такого анализа осуществляется выделение определенных стадий, каждая из которых включает в себя определенные жизненные события.
Реципрокность в развитии ребенка старшего дошкольного возраста имеет особое значение, так если ребенок не способен проявить должный уровень реципрокности мышления, то считается, что «он выполняет свои обязанности с рвением, которые ему вредят, а честность проявляет так, что ее не замечают».
Именно реципрокность мышления позволяет ребенку старшего дошкольного возраста своевременно видеть и распознавать ограничения и запреты, а также возможности и удобные моменты для реализации своего потенциала.
Исследования психологических особенностей формирования реципрокности у детей старшего дошкольного возраста
Наибольший вклад в исследование реципрокности у детей дошкольного возраста внес Ж. Пиаже. Его исследования опираются на многолетние изучения детских представлений об окружающем мире, а также на то, что на каждой из ступеней своего развития дети по-разному воспринимают этот мир.
Так, дети дошкольного возраста, видят предмет, но при этом не всегда, в силу своего возраста видят его «внутренний мир», не понимают природы его возникновения и назначения. Например, дети дошкольного возраста думают, что тень следует за ними, в связи с чем, они порой, стремятся убежать от тени, разговаривают с ней и даже дают ей имя.
Таким образом, в исследованиях Ж. Пиаже осуществляется сравнение реального мира и мира детской фантазии. Показывается, что восприятие ребенком реальной картины мира происходит постепенно, при этом данный процесс направлен от реализма к реципрокности (взаимности). То есть, формирование у ребенка дошкольного возраста реципрокности происходит в тот момент, когда он начинает «открывать» для себя точки зрения других людей, сравнивает их со своими взглядами, дает оценку и устанавливает соответствие.
Психологические особенности формирования реципрокности, заключаются в том, что в период старшего дошкольного возраста ребенок начинает видеть и воспринимать окружающую действительность уже не только со своей точки зрения, но и с учетом различных точек зрения, которые он берет в совокупности. Именно на этом этапе осуществляет один из важнейших шагов в развитии у ребенка мышления и представлений об объективности окружающей реакции.
Ряд проведенных исследователями экспериментов показали, что на ранних ступенях развития ребенка дошкольного возраста, окружающие его объекты и предметы воспринимаются по двум критериям «легкие» и «тяжелые». В соответствии с непосредственным детским восприятием к «легким» предметам старшие дошкольники относят маленькие предметы, а к «тяжелым» - большие и крупные. Такие представления для старшего дошкольника весьма абсолютны и единственно возможны.
С возрастом ребенок получает новые представления о предметах и явлениях, которые «разрушают», имеющиеся у него. Так, считая камень за его размер «легким» предметом, ребенок очень удивляется, узнав, что он тяжелый, так как тонет в воде. Такие открытия побуждают ребенка к рассуждению на основании его «абсолютных» представлений.
Исследование психологических особенностей формирования реципрокности основано именно на наличии у ребенка определенной системы знаний, которую он считает «абсолютной» и ее постепенное «разрушение», за счет открытия новых свойств предметов, установление логических операций в различных областях и т.д.
Еще одной психологической особенностью формирования реципрокности у детей старшего дошкольного возраста является то, что мыслительная деятельность у детей к 6-7-ми годам начинает переходить от реализма к релятивизму.
Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место мир отношений. Сначала ребенок считает, скажем, что в каждом движущемся предмете есть специальный мотор, который выполняет главную роль при движении объекта. В дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного тела как функцию от действий внешних тел.
Например, в старшем дошкольном возрасте ребенок уже начинает иначе воспринимать и объяснять природу движения облаков на небе. Он уже понимает, что их движет ветер, и скорость их движения во многом зависит от силы действия ветра («сильный» или «слабый» ветер).