Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма

Сущность, проявления и причины аутизма

Определение 1

Аутизм – это психическое расстройство, обусловленное. нарушениями работы головного мозга, вызывающими снижение способностей к коммуникации и социальному взаимодействию.

При данном психическом расстройстве наблюдается выраженный дефицит общения, ограничение социального взаимодействия, отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие, парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

Аутизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Аутизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как симптом, аутизм может встречаться при многих психических расстройствах. Раннее его проявление происходит в первые месяцы жизни ребенка, а обычно его признаки появляются в возрасте 3-х лет.

Похожие состояния и менее выраженные признаки, говорят о заболеваниях аутистического спектра.

В клинической картине симптом аутизма занимает центральное место и влияет на всё психическое развитие ребенка. Если наблюдается такая картина, то говорят о синдроме раннего детского аутизма, при котором происходит замедленное развитие отдельных психических функций. Другие функции, наоборот, развиваются патологически ускоренно. Например, довольно часто развитие практических навыков отстает от развития абстрактного мышления. Бывает и так, что абсолютно неразвитая коммуникативная функция сочетается с богатым, не по возрасту, лексическим запасом.

Аутизм довольно частое явление и связан с некоторыми генетическими заболеваниями, однако механизм его наследования не ясен. Специалисты считают, что, возможно, передается предрасположенность к развитию, а реализация происходит при наличии каких-то дополнительных провоцирующих факторов. Они могут носить эндогенный и экзогенный характер. Среди экзогенных факторов развития аутизма называют травмы, разного рода инфекции, интоксикации, травмы психического характера и др.

«Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исследование детей с ранним аутизмом показывает наличие признаков органического поражения центральной нервной системы. Установить их происхождение и локализовать не всегда возможно. В европейских странах и в США психогенный фактор как причина детского аутизма рассматривается в рамках психоаналитического подхода. Российские ученые считают, что психогенный фактор может усугублять имеющиеся нарушения, приводить к невротизации и быть причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах.

Аутистические расстройства личности имеют сложную, многообразную и необычную клинико-психолого-педагогическую картину по сравнению с другими нарушениями психического развития.

Среди основных признаков синдрома Л. Каннер называет аутизм с аутистическими переживаниями, однообразное поведение с элементами одержимости, нарушение речевого развития, причем очень своеобразное.

Умственная отсталость имеет место быть у 25 -70% от общего числа болеющих аутизмом. Данные статистики говорят, что встречается это психическое расстройство в 15-20 случаях на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Замечание 1

Частота возникновения аутизма не зависит от географического, расового, национального фактора.

Психические функции детей-аутистов и особенности их развития

Эмоциональный контакт с близкими у аутичных детей проявляется на первом году жизни, причем, часто отмечается пассивность в отношениях с родными. Радость при появлении близкого человека выражается слабо, ребенок не просится на руки, но установить простейшую эмоциональную связь с близкими вполне способен.

Исключительными являются самые тяжелые случаи, осложненные умственной отсталостью, при которой ребенок не выделяет человека из других объектов внешнего мира, но, тем не менее, может радоваться свету лампы, появлению мамы.

Внимание обращают на себя особенности развития моторики, которая к шести месяцам остается вялой. Массаж и лекарственные препараты несколько повышают мышечный тонус и помогают ребенку догнать своих сверстников в моторном развитии, т.е. ребенок может вставать и садиться.

Неудачи тормозят развитие навыков ходьбы и ребенок, начав ходить, долгое время сохраняет неуклюжесть и неловкость. Особенной тревоги это ни у кого не вызывает, потому что воспринимается как индивидуальная особенность ребенка.

Ребенок может радовать своих близких любовью к музыке, стихам, сказкам, сообразительностью в играх.

Трудности начинают появляться несколько позже – научившись ходить, ребенок становится возбужденным, не подчиняется близким людям, с трудом усваивает навыки самообслуживания, не может сосредоточиться на происходящем вокруг, его трудно чему-то научить.

Нарушение речевого развития является одним из основных признаков раннего аутизма. Первые слова ребенка оторваны от потребностей в них, а слова «мама», «баба» произносятся сами по себе.

Специалисты выделяют четыре варианта речевого развития аутичного ребенка, но в целом, надо сказать, что, несмотря на разнообразие речевых нарушений разных вариантов, есть и общие, специфичные особенности. Здесь, прежде всего, надо назвать нарушение коммуникативной функции речи – ребенок избегает общения, его речь недостаточно связана с ситуацией и окружением.Подобная оторванность от мира сказывается на становлении его самосознания.

Все варианты речевого развития при раннем детском аутизме характеризуются стереотипностью речи, в той или иной форме, частой склонностью к словотворчеству. Все дети с ранним детским аутизмом в становлении речи проходят через период эхолалий, разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

Характерные проявления аутизма в раннем возрасте

К числу таких проявлений относится неумение ребенка-аутиста фиксировать взгляд на лице, деталях лица другого человека. Он не может выносить прямого зрительного контакта «глаза в глаза». Возможная улыбка не является откликом на положительные эмоциональные реакции других людей. Такая улыбка существует сама по себе и обращена к миру в целом.

Аутичный ребенок не просится на руки, предпочитая находиться в манеже или кроватке, не выбирает удобную для себя позу, остается напряженным, но, иногда может идти на руки ко всем.

Ребенок узнает своих близких, но продолжительной эмоциональной реакции не проявляет. Он равнодушно, иногда даже неприязненно относится к ласке.

Парадоксальное отношение отмечается к элементам дискомфорта и к потребностям в контактах с другими людьми – он или вообще не переносит дискомфорт, или абсолютно к нему безразличен.

Потребности в контактах не испытывает или избегает их, а в других случаях относится к ним вяло и безразлично.

Поведение ребенка-аутиста стремится к сохранению привычного постоянства – это феномен тождества. На происходящие изменения внешне реагирует беспокойством, страхом, агрессией, самоагрессией, расстройством внимания. Феномен тождества проявляется в многократном повторении одних и тех же движений от самых простых до самых сложных. Дети-аутисты любят переливать воду, играть с сыпучими материалами.

Страхи, которые проявляются у них очень рано, могут быть неконкретными, дифференцированными – страх перед определенными предметами и явлениями, перечень которых бесконечен. Природа страхов различна – иногда это значительная чувствительность к сенсорным воздействиям, иногда объектом страха может выступать действительный его источник. Если у нормальных детей с возрастом такие страхи изживаются, то у аутистов они только усиливаются.

Для детей-аутистов характерна ещё одна особенность внутреннего мира – это аутистические фантазии, отличающиеся большой стойкостью и замещающие реальные переживания.

Что касается интеллектуального развития аутистов, то оно неравномерно и парциально. Интеллектуальная недостаточность характерна для 60-75% детей с аутизмом, хотя есть случаи высокого интеллектуального развития.

Исследования российских ученых говорят о том, что своевременная коррекция аутичных детей дает возможность 60% учиться по программе массовой школы, по программе специальной школы – 30% и адаптация в условиях семьи приходится на 10%.

При отсутствии коррекции 75% не могут социально адаптироваться, 23% адаптируются относительно и нуждаются в постоянной опеке и только 2-3% в состоянии достичь удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot