Ценностно-смысловые ориентации — это база формирования личности. В старшем подростковом возрасте они способны оказывать влияние на то, как подростки будут вести себя во взрослой жизни.
Компоненты ценностно-смысловой сферы
В старшем подростковом возрасте большая часть людей может столкнуться с потребностью самоопределения. Это и необходимость искать свое место в жизни, выбрать супруга, работу, образ жизни и др.
При осуществлении профессиональной деятельности и в ходе освоения новых социальных ролей, включая профессиональную, гражданскую, супружескую, родительскую, происходит развитие ценностной сферы личности, причем иерархия ценностных ориентаций с каждым поколением будет изменяться.
В состав ценностно-смысловой сферы включено два основных компонента:
- Ценности и ценностные ориентации;
- Личностные смыслы.
Ценности представляют собой представление о том, что важно для отдельной личности, группы, общества в целом. Это их убеждения и представления, которые выражаются через поведение. Психологи считают, что именно они влияют на уровень культурного развития общества и степень его цивилизованности.
Современное понимание категории «ценность» становится достаточно распространённым. Чаще всего его использует философы, психологи, социологи, обозначая объекты и явления, которые выступают в качестве значимых в жизнедеятельности общества, социума и отдельных людей.
Категория «ценностные ориентации» была впервые использована Т. Парсонсом в области социологии. Сегодня это понятие считается индивидуальным и групповым ранжированием ценностей. В этом случае происходит определенная расстановка приоритетов, оказывающая воздействие на выбор целей деятельности, процесс и способы их достижения.
Ценностные ориентации — это важный элемент сознания личности. Это обусловлено тем, что они состоят из эстетических, правовых, политических, экологических, экономических, мировоззренческих знаний, убеждений и представлений.
Ценности входят в состав личности, определяя ее направленность. При этом их формирование происходит в процессе социализации. Они призваны обеспечивать духовную ориентацию человека, направление его мировоззрения.
Составляющие смысловой ориентации
Понятие «смысл» в психологии напрямую относится к гармоничному развитию личности, при этом личностный смысл определяется в качестве индивидуализированного отражения действительного отношения личности к объектам, ради которой разворачивается деятельность.
Выделяют следующие составляющие смысловых систем:
- Системы, которые побуждают индивида к деятельности (смыслообразующие мотивы);
- Мотивы, которые выражают личностный смысл;
- Системы, регулируемые смысловыми установками.
В подростковом возрасте смысловые ориентации личности — это динамическая система, находящаяся на этапе становления. На данную систему можно повлиять в условиях психологического сопровождения. В пределах учебной деятельности для этого используются различные средства обучения.
Если рассматривать ценностно-смысловую сферу подростков в качестве функции социальной ситуации развития, то следует отметить существование различий. Они относятся к предпочтению моральной ориентации в отношении справедливости или заботы в зависимости от контекстов, которые формируют социальную ситуацию развития. Эти контексты отражаются в строении смысловой сферы, моральных суждений и решения моральных дилемм.
Становление ценностно-смысловой сферы в старшем подростковом возрасте
Старший подростковый возраст – это период от 14 до 16 лет. Этот возрастной этап чрезвычайно важен для создания системы ценностных ориентаций и личностных смыслов. Ценностные ориентации — это базовая характеристика личности, социальное свойство, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент.
В пределах когнитивного (смыслового) компонента сосредоточен социальный опыт личности. С его помощью происходит научное познание действительности, которое способствует развитию ценностного отношения. Эмоциональный компонент предполагает переживание подростком его отношения к ценностям, определяя личностный смысл данного отношения.
Поведенческий компонент основан на результатах взаимодействия когнитивного и эмоционального компонента. Благодаря познанию действительности, включая ее ценностное переживание субъектом, происходит формирование готовности действовать, осуществлять задуманное в зависимости от продуманного плана.
Ценностные ориентации — это результат внутреннего и внешнего взаимодействия, происходящий в ходе развития личности. Они субъективно отражают объективный мир в сознании конкретного человека. Ценности в случае их осознания имеют большое значение для определения направленности индивида, в том числе его ориентации в социальной среде.
Формирование ценностных ориентаций подростков осуществляется при их социализации. Это происходит через проникновение социальной информации в индивидуальный (психологический) мир ребенка. Создание системы ценностных ориентаций — это процесс личностного становления. Данная система представляет собой средство реализации соответствующих общественных целей.
В старшем подростковом возрасте происходит половое созревание. Для данного процесса характерны крупные перемены в жизни человека, включая открытие собственного «я», оформление личности и возрастное оформление мировоззрения. Подростки начинают овладевать своим внутренним миром, что ведет к возникновению жизненного плана в качестве известной системы приспособления, впервые осознаваемой ребенком.
Среди ценностей, которые имеют максимальное значение для подростков, главную роль играют те, которые направлены в будущее. Чаще всего они имеют отношение к профессиональному самоопределению. При этом гармоничное личностное и профессиональное самоопределение можно обеспечить через адекватное восприятие психологического времени личности.