Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР

Все предметы / Психология / Диагностика познавательной деятельности дошкольников с ЗПР

Диагностика познавательных процессов дошкольников с ЗПР

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате которого оно соответствует показателям младшего возраста.

Данную проблему рассматривает психодиагностика – направление практической психологии, изучающее особенности применения диагностических методик для определения уровней познавательного, эмоционального, личностного развития ребенка.

У детей с ЗПР отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелая мотивация учебной деятельности. Прием и переработка информации у таких детей имеет сниженную способность, они имеют ограниченные представления об окружающем мире, недостаточную сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии.

Диагностическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свою цель, которая заключается в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик.

Специалисты в этой области Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предлагают технологию психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием. Эта технология включает сбор психологического анамнеза и психологическое обследование, интерпретацию результатов и психологическое заключение.

Проходит психологическое обследование поэтапно:

  • началом обследования является беседа для установления контакта с ребенком, определение информированности ребенка;
  • исследование восприятия ребенка;
  • исследование его внимания;
  • исследование зрительной памяти;
  • исследование уровня схематического мышления, способности к сравнению, обобщению, классификации;
  • исследование речевой деятельности, звуковой и смысловой её сторон;
  • исследование эмоционально-волевой сферы и её особенностей;
  • общие выводы и психолого-педагогические рекомендации.

Готовые работы на аналогичную тему

Выводы, сделанные на основании этого исследования, заносятся в карту психологического обследования ребенка.

Специалисты считают, что больший эффект психологического обследования ребенка с ЗПР, можно получить в ходе разных видов деятельности, по результатам наблюдения за ними на занятиях, а также в их свободной деятельности.

Методики диагностики дошкольников с ЗПР

Познавательное развитие дошкольников с ЗПР можно диагностировать с помощью тестов: по методике С. Лиепинь – устойчивость, распределение и переключение внимания, по методике Когана – схематическое мышление, логичность мышления – тесты «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение».

Произвольность диагностируется тестом – «Запрещенные слова». Диагностика речевого развития – по методике Эббингауза и ассоциативного эксперимента.

Цель методики С. Лиепинь заключается в изучении устойчивости, распределения и переключения внимания. Для этого ребенку предлагается бланк, на котором изображены три вида знакомых предметов – грибы, мячи, ели, расположенные по восемь в каждом ряду.

Насколько внимание ребенка устойчиво оценивается по выполнению задания, в котором нужно зачеркнуть все мячи. Распределение и переключение внимания оценивается по елям, вычеркнутым красным карандашом, а мячи вычеркиваются синим карандашом. Результат ниже 50% соответствует низкому уровню развития внимания, а это уже может быть свидетельством о наличии у ребенка ЗПР.

Замечание 1

Внимание детей с ЗПР очень неустойчиво, без игровой мотивации они неспособны к его концентрации и длительному напряжению.

Для исследования схематического мышления используется тест Когана. Стимульный материал этого теста представлен таблицами, на которых изображены геометрические фигуры и образцы разного цвета, и отдельные карточки с теми же фигурами и цветом.

Ребенок тестируется в два этапа. Сначала надо разложить карточки по цвету или по форме. Затем разложить карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку. Если результат задания выполнен ниже 50% , то это соответствует низкому уровню развития схематического мышления и является свидетельством наличия у ребенка ЗПР.

Дети с ЗПР не способны к целостному восприятию и испытывают затруднения с классификацией фигур. Цель классификации – исследовать логичность мышления. Стимульный материал состоит из 16 карточек, на которых изображены животные, мебель, фрукты, овощи. Задача ребенка – разложить карточки на четыре группы. Картинки каждой группы должны подходить друг к другу, чтобы их можно было бы назвать «одним словом». Низкий уровень развития логичности мышления будет ниже 50% от выполненного задания, а это говорит о наличии ЗПР. Объяснить свои действия и ответы дети с ЗПР не могут.

Тест «Сравнение» тоже применяется для исследования логичности мышления. Стимульный материал представляют пять пар слов, которые ребенку надо сравнить и назвать их похожесть и различие. Слова следующие: бабочки-ласточки, яблони-березы, лисы-собаки, цветы-деревья, рыбы-птицы. Результат ниже 50% свидетельствует о наличии ЗПР, потому что соответствует низкому уровню развития логичности мышления.

Тест «Запрещенные слова» применяется для того, чтобы оценить сформированность произвольности и уровень развития речи. Ребенку предлагается игра, в которой он должен ответить на задаваемые вопросы. В игре есть условие, не произносить слова «да» и «нет», а также нельзя называть цвет. Здесь тоже результат выполнения задания ниже 50% говорит о низком уровне произвольности и является свидетельством наличия ЗПР.

Элемент произвольности у большинства детей проявляется слабо, словарный запас небольшой, они не умеют соотносить свои действия с правилами и используют для ответов слова из вопросов. Например, вода мокрая? – мокрая, летом трава какая? – летняя, снег черный? – черный.

Целью теста «Обобщение понятий» является исследование логичности мышления, а в стимульном материале находится набор близких понятий. Дети получают задание на обобщение – десять рядов конкретных понятий назвать одним словом, например:

  • шкафы, кровати, стулья;
  • куртки, футболки, брюки;
  • вороны, голуби, утки;
  • смородина, клубника, малина;
  • моряки, летчики, артиллеристы и др.

Низкому уровню развития логичности мышления будет соответствовать результат ниже 50%, что может свидетельствовать о наличии у ребенка ЗПР.

Классификация ЗПР у дошкольников

Для того чтобы систематизировать нарушения в организме человека, применяют классификацию детского дефектолога и психиатра К.С. Лебединской.

Задержку психического развития у детей она делит на 4 вида:

  • соматогенную,
  • конституционную,
  • церебрально-органическую,
  • психогенную.

Соматогенная форма нарушений может быть вызвана чрезмерной опекой родителей, которые не дают ребенку проявить самостоятельность и вторая причина – это длительные и частые болезни ребенка, замедляющие развитие психики.

Второй вид ЗПР – конституционный, обусловленный наследственностью. Конституционная форма проявляется недоразвитием эмоционально-волевого фона и без помощи взрослых ребенок не может принять самостоятельных решений. Эмоции ребенка бурные и быстро сменяющиеся. Ребенок с данной формой нарушений особого стремления к школьному познанию и обучению не проявляет и предпочитает игровую деятельность.

Что касается церебрально-органической формы ЗПР, то она является наиболее распространенной, а её прогноз негативный. Нарушения в этом случае вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка. Причины этих поражений могут быть связаны с патологией вынашивания, родовыми травмами, недоношенностью ребенка, нейроинфекциями. У детей отмечается присутствие ММД – это минимальная мозговая дисфункция. Такой ребенок, как правило, имеет бедное воображение с отсутствием эмоциональности.

Психогенный вид ЗПР связан с социальным неблагополучием семьи – домашняя агрессия или насилие, отсутствие всякого воспитания и ребенок предоставлен сам себе. Уровень знаний об окружающем мире у таких детей находится на очень низком уровне. Дети могут быть обучаемы с помощью педагогов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис