Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические основы систем развивающего обучения

Особенности развивающего обучения с точки зрения психологии

Определение 1

Развивающее обучение с точки зрения психологии – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Происходит оно в зоне ближайшего развития ребенка и с педагогической точки зрения представляет собой систему организации обучения, способствующую включению внутренних механизмов развития личности. Слово обучение является ключевым словом и означает целенаправленную и специально организованную передачу опыта. Это понятие комплексное и работает только в системе с сопутствующими условиями в обучении.

Концепция развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Концепция развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эти условия следующие:

  • возникающие, формирующиеся и развивающиеся психологические новообразования в данной возрастной категории должны учитываться;
  • в данной категории должна быть ведущая деятельность, определяющая вероятность возникновения и развития сопутствующих новообразований;
  • содержание и способы осуществления психолого-педагогической деятельности должны быть согласованы;
  • производимая психолого-педагогическая деятельность должна учитывать взаимосвязи с другими видами деятельности;
  • определение систем методик, помогающих определить уровень развития существующих новообразований в необходимом направлении;
  • характер связи этих уровней и особенности организации производимой деятельности должны соответствовать.

Развивающее обучение должно обязательно учитывать возрастные характеристики ребенка. Школьные программы и школьное планирование без соответствия стандартам не обходятся, поэтому в школьной системе России введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Именно он подразумевает соблюдение требований и условий.

«Психологические основы систем развивающего обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Изменилась и система осваивания нового материала – учитель сопровождает учеников в освоении нового материала, направляет их деятельность. Роль учителя больше становится тьюторской.

В преподавании школьных предметов широко используется личностно-ориентированный и деятельностный подход. Цель этих подходов заключается в выявлении индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика. Эти подходы позволяют правильно формировать умственное и психическое развитие ребенка, потому что представляют особую организацию учебного процесса. Их основу составляет проектно-исследовательская деятельность, способствующая развитию способностей.

При этом учитель должен опираться на основные направления развивающего обучения, соответствующие ФГОС:

  • жизнетворчество, которое предусматривает обучению технологиям самостоятельного стремления к созданию среды жизни;
  • социализацию, включающую освоение способов и видов жизнедеятельности, способствющих жизненному самоопределению;
  • культурную идентификацию – восприятие собственных культурных особенностей, поддержка в приобретении общих черт культурного человека;
  • духовно-нравственное развитие личности, формирование внутренней системы моральной регуляции поведения, формирование способностей выбора между добром и злом;
  • индивидуализация предполагает оказание помощи в становлении самобытной личности, формирование личностных характеристик ребенка.
Замечание 1

Таким образом, основная задача психолого-педагогической деятельности школы заключается в создании условий для умственного и психического развития каждого ребенка.

Развивающее обучение

Развивающее обучение ориентируется на реализацию потенциальных возможностей человека. Свое развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

Обучение позволяет формировать у ребенка новые качества ума, памяти, внимания, оно является движущей силой психического развития. Усвоение знаний является основой развития.

Опора на зону ближайшего развития ребенка помогает раскрыть его потенциальные возможности и поверить в свои силы. Развивающее обучение имеет свою структуру и представляет собой цепочку усложняющихся задач по предметам с целью овладения специальными знаниями и навыками.

В процессе работы ученик получает конкретный результат в виде новых фактов и поднимается на следующую ступеньку личностного и интеллектуального развития.

Учебная деятельность школьника должна быть направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие его способностей, активной жизненной позиции. В процессе работы ученик вовлекается в различные виды работы, которые используются в преподавании – дискуссии, дидактические игры, семинары и др.

В своей работе учитель должен ориентироваться на уровень потенциальных возможностей ученика и на этой основе конструировать свои воздействия, располагая их в зоне ближайшего развития школьника.

Суть развивающего обучения – ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но ещё и усваивает способы действий. Это говорит о том, что учебные действия в процессе усвоения материала являются первичными.

Как стимулы учения, знания носят вторичный характер, это значит, что предметом деятельности учения является собственно учебная деятельность, в ходе осуществления которой и происходит усвоение.

В содержании учебной деятельности общим являются умения, которые с одной стороны будут исходными в развитии познавательных процессов, а с другой стороны – они представляют собой результат, накопленный учеником на предыдущих стадиях его обучения и развития.

Ученик должен выполнять действия, которые формируются в рамках этих умений – это планировать, моделировать, контролировать, проводить диагностику своих ошибок, прогнозировать и выбирать рациональные действия, корректировать исходный план.

Выполняя эти действия, ученик представляет объект деятельности и конечную цель.

Для развивающего обучения характерны важнейшие условия – предвидение учителя и предвидение ученика.

Предвидение учителя состоит в его умении ставить педагогический диагноз и на его основе выдвигать необходимые действия, проектировать учебные задачи. Предвидение школьника состоит в том, что в развивающем обучении вместе с процессом усвоения знаний функционирует процесс нового способа действия, которым он должен овладеть.

Развивающее обучение по В. В. Давыдову

Уже с первого класса должно начинаться развитие ребенка, которое основано на осознании своих мыслей, чувств, желаний, поступков и ребенок может уже создавать теоретическую модель. Только память способна развиваться без рефлексии.

Давыдов поставил вопрос, существует ли возможность теоретической разработки новой системы обучения с направлением обратным традиционному обучению, т.е. от общего к частному, от системного к единичному.

Опираясь на исходные положения Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского он соглашается, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается через содержание усваиваемых знаний. Причем методы организации обучения являются их производными.

При традиционном обучении, по мнению Давыдова, развивается эмпирический тип мышления. Например, ребенку просто объясняют, что снегирь и воробей просто птицы, а лопата и грабли относятся к инвентарю и на уровне обобщения делается заключение.

Подобный тип мышления позволяет ориентироваться в системе имеющихся знаний и выполнять стереотипные действия. По мнению ученого, необходимо формировать научно-теоретический тип мышления, который строится на содержательных обобщениях.

Развивающее обучение должно разрабатываться в соответствии со структурой и особенностями содержания учебных предметов. Он формулирует основные принципы такого обучения:

  • знания с общим и абстрактным характером должны усваиваться перед знакомством с более частными и конкретными знаниями;
  • знания основных разделов предмета ученики усваивают, анализируя условия их происхождения;
  • предметные источники знаний учащиеся должны уметь выявлять, обнаруживая в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру данных знаний;
  • это отношение ученик должен воспроизводить в графических или буквенных моделях, для изучения их в чистом виде;
  • ученик должен уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний;
  • ученик должен уметь переходить при выполнении действий в умственном плане к их выполнению во внешнем плане и обратно.
Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot