Особенности развивающего обучения с точки зрения психологии
Развивающее обучение с точки зрения психологии – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Происходит оно в зоне ближайшего развития ребенка и с педагогической точки зрения представляет собой систему организации обучения, способствующую включению внутренних механизмов развития личности. Слово обучение является ключевым словом и означает целенаправленную и специально организованную передачу опыта. Это понятие комплексное и работает только в системе с сопутствующими условиями в обучении.
Рисунок 1. Концепция развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эти условия следующие:
- возникающие, формирующиеся и развивающиеся психологические новообразования в данной возрастной категории должны учитываться;
- в данной категории должна быть ведущая деятельность, определяющая вероятность возникновения и развития сопутствующих новообразований;
- содержание и способы осуществления психолого-педагогической деятельности должны быть согласованы;
- производимая психолого-педагогическая деятельность должна учитывать взаимосвязи с другими видами деятельности;
- определение систем методик, помогающих определить уровень развития существующих новообразований в необходимом направлении;
- характер связи этих уровней и особенности организации производимой деятельности должны соответствовать.
Развивающее обучение должно обязательно учитывать возрастные характеристики ребенка. Школьные программы и школьное планирование без соответствия стандартам не обходятся, поэтому в школьной системе России введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Именно он подразумевает соблюдение требований и условий.
Изменилась и система осваивания нового материала – учитель сопровождает учеников в освоении нового материала, направляет их деятельность. Роль учителя больше становится тьюторской.
В преподавании школьных предметов широко используется личностно-ориентированный и деятельностный подход. Цель этих подходов заключается в выявлении индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика. Эти подходы позволяют правильно формировать умственное и психическое развитие ребенка, потому что представляют особую организацию учебного процесса. Их основу составляет проектно-исследовательская деятельность, способствующая развитию способностей.
При этом учитель должен опираться на основные направления развивающего обучения, соответствующие ФГОС:
- жизнетворчество, которое предусматривает обучению технологиям самостоятельного стремления к созданию среды жизни;
- социализацию, включающую освоение способов и видов жизнедеятельности, способствющих жизненному самоопределению;
- культурную идентификацию – восприятие собственных культурных особенностей, поддержка в приобретении общих черт культурного человека;
- духовно-нравственное развитие личности, формирование внутренней системы моральной регуляции поведения, формирование способностей выбора между добром и злом;
- индивидуализация предполагает оказание помощи в становлении самобытной личности, формирование личностных характеристик ребенка.
Таким образом, основная задача психолого-педагогической деятельности школы заключается в создании условий для умственного и психического развития каждого ребенка.
Развивающее обучение
Развивающее обучение ориентируется на реализацию потенциальных возможностей человека. Свое развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.
Обучение позволяет формировать у ребенка новые качества ума, памяти, внимания, оно является движущей силой психического развития. Усвоение знаний является основой развития.
Опора на зону ближайшего развития ребенка помогает раскрыть его потенциальные возможности и поверить в свои силы. Развивающее обучение имеет свою структуру и представляет собой цепочку усложняющихся задач по предметам с целью овладения специальными знаниями и навыками.
В процессе работы ученик получает конкретный результат в виде новых фактов и поднимается на следующую ступеньку личностного и интеллектуального развития.
Учебная деятельность школьника должна быть направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие его способностей, активной жизненной позиции. В процессе работы ученик вовлекается в различные виды работы, которые используются в преподавании – дискуссии, дидактические игры, семинары и др.
В своей работе учитель должен ориентироваться на уровень потенциальных возможностей ученика и на этой основе конструировать свои воздействия, располагая их в зоне ближайшего развития школьника.
Суть развивающего обучения – ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но ещё и усваивает способы действий. Это говорит о том, что учебные действия в процессе усвоения материала являются первичными.
Как стимулы учения, знания носят вторичный характер, это значит, что предметом деятельности учения является собственно учебная деятельность, в ходе осуществления которой и происходит усвоение.
В содержании учебной деятельности общим являются умения, которые с одной стороны будут исходными в развитии познавательных процессов, а с другой стороны – они представляют собой результат, накопленный учеником на предыдущих стадиях его обучения и развития.
Ученик должен выполнять действия, которые формируются в рамках этих умений – это планировать, моделировать, контролировать, проводить диагностику своих ошибок, прогнозировать и выбирать рациональные действия, корректировать исходный план.
Выполняя эти действия, ученик представляет объект деятельности и конечную цель.
Для развивающего обучения характерны важнейшие условия – предвидение учителя и предвидение ученика.
Предвидение учителя состоит в его умении ставить педагогический диагноз и на его основе выдвигать необходимые действия, проектировать учебные задачи. Предвидение школьника состоит в том, что в развивающем обучении вместе с процессом усвоения знаний функционирует процесс нового способа действия, которым он должен овладеть.
Развивающее обучение по В. В. Давыдову
Уже с первого класса должно начинаться развитие ребенка, которое основано на осознании своих мыслей, чувств, желаний, поступков и ребенок может уже создавать теоретическую модель. Только память способна развиваться без рефлексии.
Давыдов поставил вопрос, существует ли возможность теоретической разработки новой системы обучения с направлением обратным традиционному обучению, т.е. от общего к частному, от системного к единичному.
Опираясь на исходные положения Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского он соглашается, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается через содержание усваиваемых знаний. Причем методы организации обучения являются их производными.
При традиционном обучении, по мнению Давыдова, развивается эмпирический тип мышления. Например, ребенку просто объясняют, что снегирь и воробей просто птицы, а лопата и грабли относятся к инвентарю и на уровне обобщения делается заключение.
Подобный тип мышления позволяет ориентироваться в системе имеющихся знаний и выполнять стереотипные действия. По мнению ученого, необходимо формировать научно-теоретический тип мышления, который строится на содержательных обобщениях.
Развивающее обучение должно разрабатываться в соответствии со структурой и особенностями содержания учебных предметов. Он формулирует основные принципы такого обучения:
- знания с общим и абстрактным характером должны усваиваться перед знакомством с более частными и конкретными знаниями;
- знания основных разделов предмета ученики усваивают, анализируя условия их происхождения;
- предметные источники знаний учащиеся должны уметь выявлять, обнаруживая в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру данных знаний;
- это отношение ученик должен воспроизводить в графических или буквенных моделях, для изучения их в чистом виде;
- ученик должен уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний;
- ученик должен уметь переходить при выполнении действий в умственном плане к их выполнению во внешнем плане и обратно.