Сущность бизнес-тренинга
Бизнес-тренинг – это систематические спланированные усилия, направленные на модификацию или развитие деловых знаний, умений, установок человека посредством его активного обучения.
В узком смысле бизнес-тренинг позволяет получить профессиональные знания и навыки для того, чтобы человек мог более эффективно выполнять свою работу. Чтобы решить данную задачу используются методики психологических тренингов личностного роста. Отсюда, в широком смысле слова бизнес-тренинг является разновидностью социально-психологического тренинга.
Сегодня термин бизнес-тренинг широко распространен и включает в свой состав много понятий, таких как лекция, демонстрация, дискуссия, индивидуальное консультирование, тренинговые игры, работа в проектных группах и др.
Рисунок 1.
Данный набор форм обучения объединяет наличие некоторой формальности, да и сам термин «тренинг» часто сопровождается прилагательным "формальный". Несмотря на некоторую степень формальности, опыт в тренинге приобретается целенаправленно и в довольно сжатые сроки.
Тренинг рассматривается как одна из форм обучения, при этом тренинг предназначен не для замены формального образования, а для его дополнения.
Если тренинг понимать как форму образовательной активности, то он будет включен в образовательную программу. То, что должно совершенствоваться или развиваться выделяется в содержании тренинга и формулируется в виде компетентностей. Чаще всего такими компонентами являются знания, умения и установки.
Тренинг является в бизнес-среде довольно популярным и эффективным способом обучения персонала. Тренинг-центров сегодня очень много, но, чтобы тренинг принес действительную пользу, его важно правильно выбрать, поэтому необходимо разбираться в их особенностях.
Разные сферы деятельности требуют разных профессионалов, но не каждый специалист находит работу по своей профессии. В данном случае не хватает базовой теории, которая является основой работы и осваиваться в новых условиях приходится в процессе погружения в работу. На каком-то этапе деятельности становится понятно, что необходимо повышение образования – вот на этом этапе и необходим тренинг.
Эффективный тренинг дает возможность получить новые инструменты для работы, дает знания и навыки, не использовавшиеся в коллективе. Пройдя тренинг, сотрудник уже по-новому смотрит на свои профессиональные обязанности и видит перспективу своего развития. Тренинги оказывают положительное влияние и на личностные характеристики, работают на сплочение команды, дают возможность понять, что не только ради денег они работают.
Большинство мировых компаний понимают и признают, что тренинги являются лучшим способом достичь стабильного развития.
Виды бизнес-тренингов
Основная задача бизнес-тренинга заключается в том, чтобы оказать помощь в решении конкретных задач по развитию бизнеса.
Бизнес-тренинг является формой интерактивного обучения, которая направлена на развитие ценностей, установок, мотиваций и компетенций, позволяющих сотрудникам решать бизнес-задачи, важные для компании, достаточно эффективно.
Положение дел в современном образовании хорошо отражают слова А.С. Пушкина, сказавшего, что нас учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Информация устаревает и на выходе образуется армия специалистов с обширными поверхностными знаниями. Данная ситуация говорит о том, что необходимо создавать и реализовывать новые методики обучения, которые развивали бы личностные и профессиональные компетенции, необходимые в жесткой конкурентной среде.
Данные потребности удовлетворяют бизнес-тренинги, которые проходят в течение короткого отрезка времени за счет интенсивного характера проведения. Участники тренинга вовлекаются в проведение занятий, что увеличивает степень развития и закрепления профессиональных навыков, а не являются пассивными слушателями лекций.
Специалисты выделяют 9 основных видов бизнес-тренингов:
- тренинги для руководителей;
- тренинги лидерства, способствующие управлению коллективом;
- тренинги переговоров, помогающие развивать коммуникативные навыки, необходимые переговорщикам в ходе взаимодействий с партнерами и клиентами;
- стресс-менеджмент, помогающий диагностировать причины стрессовых ситуаций и смягчающий их воздействие на сотрудников;
- тренинги публичных выступлений помогают преодолеть стеснительность, волнение, страх перед аудиторией, помогают правильно построить структуру публичной речи;
- тренинги командообразования работают на сплочение коллектива и решение внутренних межличностных проблем;
- тренинги продаж имеют цель научить грамотно продавать свой товар, искать подходы к клиентам, учат вести себя в конфликтных ситуациях;
- тренинги проведения совещаний учат навыкам их планирования и работы на результат;
- тайм-менеджмент – один из самых популярных видов тренинга, обучающий эффективному использованию личного и рабочего времени.
Потребность в бизнес-тренингах с 2000-х годов возросла, потому что, с одной стороны, усложнилась структура создаваемой продукции, а с другой стороны – возникло новое поколение руководителей, готовых обучать свой персонал через бизнес-тренинги. Что касается рынка бизнес-тренингов, то он сегодня довольно насыщен, хотя ему необходимо пройти длительный путь совершенствования, чтобы оказывать клиентам эффективные услуги. Тем не менее, потребность организаций в тренингах возрастает, под воздействием спроса их классификация будет расширяться, и качество оказываемых ими услуг тоже должно расти.
Принципы организации бизнес-тренингов
Являясь методом повышения профессиональной компетентности и профессиональных навыков, бизнес-тренинги стали неотъемлемой частью деловой современной культуры.
C помощью тренингов развиваются не только профессиональные навыки, но социальные навыки и личностные качества, очень важные как в работе, так и в жизни. Они дают возможность быть эффективным и успешным независимо от специальности, формируют умение убеждать, слушать, договариваться, работать в команде, находить подход к людям, управлять временем.
Тренинг предполагает два момента – способ работы и цели. Можно также выделить ведущий и вспомогательный процессы.
Выделяют три относительно самостоятельных процесса - обучение, процесс групповой динамики и процесс развития личности.
Процесс обучения опирается на теорию социального научения А. Бандуры, в результате формирования профессиональных умений неэффективные модели поведения заменяются более эффективными.
Что касается процесса групповой динамики, то основная методическая задача тренера связана с использованием эффектов групповой динамики для интенсификации обучения.
На задний план в тренинге отодвигаются процессы развития личности, так как основная её цель лежит в другой области.
Сотрудники компании используют разные виды тренингов и в разном соотношении. Тренинг в бизнес-контексте является активной формой обучения людей, а полученные знания позволяют использовать их в профессиональной деятельности, поэтому многие руководители фирм по достоинству оценили реальную пользу от такого обучения.
Модель обучения должна быть многофазовой, включающей такие последовательные шаги:
- изучение проблем организации и её планов;
- необходимость обучения;
- администрирование обучения;
- цели обучения;
- составление программы обучения;
- само обучение;
- эффективность обучения;
- посттренинговое сопровождение.
Следующим этапом является администрирование обучения, которое включает свои этапы:
- выяснение требований к рабочему месту сотрудника;
- определение уровня квалификации сотрудника;
- формирование групп;
- формирование бюджета обучения.
Для разработки программы тренингов выделяется несколько основных принципов – обязательный учет особенностей обучения взрослых людей, структурирование обучения, использование активных форм обучения, включение в обучение каждого участника тренинга.