Восприятие — это чувственное отражение предмета, оно включает обнаружение объекта в качестве единого целого, разделение соответствующих признаков объекта, выявление в объекте информативного содержания и создание чувственного образа.
Особенности социального восприятия
Психологические механизмы восприятия людьми друг друга представлены механизмами социального восприятия. Они предполагают возникновение у человека образа социальных объектов и явлений, включая других людей, групп, общества и явлений.
Процесс социального восприятия характеризует сложность восприятия социальных объектов, а также их значительное отличие от восприятия материальных объектов. Для социального восприятия характерны следующие качества:
- Большая субъективность,
- Пристрастность,
- Индивидуальность,
- Роль психологических особенностей воспринимающих людей или групп.
Объективность восприятия людьми друг друга зависит от суждений о человеке или группе. Если взять во внимание внешние впечатления, то она минимальна, поскольку самые существенные и характеризующие мысли, убеждения, цели, мотивы, привычки, качества, способности, традиции и прочее скрываются за внешним видом и однозначно в нем не могут быть представлены.
Психологические механизмы восприятия людьми друг друга связаны также с мысленным переходом от внешне наблюдаемого к внутреннему. Они относятся к рассмотрению последнего в качестве сущности, главной характеристики или причины наблюдаемого. Очевидно, что данный процесс, как и его результаты, напрямую зависят от умения воспринимающих мысленно «увидеть» и понять за внешним внутреннее. Для этого требуются личные знания, убеждения, установки, отношение, опыт и др.
Общие механизмы психического процесса восприятия объектов действительности обладают собственной спецификой в случае восприятия человеком различных социальных явлений. Выявление значимых для человека признаков другого человека и соотнесение с выбранной категорией людей, социальных групп и общностей называется социальная категоризация.
Данные психологических исследований показали, что одного и того же индивида можно включить в разные социальные категории. Иногда они могут быть с полярной оценочной окраской в соответствии с действием других факторов его восприятия.
Факторы и механизмы межличностного восприятия
При восприятии людьми друг друга начинают действовать такие психологические механизмы межличностного восприятия, как:
- идентификация,
- рефлексия,
- стереотипизация.
Идентификация представляет собой способ понимания другого человека с помощью осознанного или бессознательного уподобления его характеристикам самого субъекта. При взаимодействии люди выстраивают предположения о внутреннем состоянии, мыслях и намерениях, мотивах и чувствах других. Они делают это на основе попытки поставить себя на место человека. Тем не менее, субъекту общения важно не только отстраненно, со стороны понимать другого, но и принимать во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого.
Механизм идентификации способен играть роль психологического барьера. Это происходит в ситуации, в которой личность использует сформированные в прошлом опыте образы и представления как устойчивый шаблоны без корректирования их в зависимости от имеющейся ситуации. Также он не стремится понять личность человека, с которым начал взаимодействие в этот момент.
Осознание субъектом того, каким образом он сам воспринимается партнером по коммуникации, рассматривается как рефлексия. Она входит в состав восприятия другого человека. Понимание другого — это значит, в частности, осознание его отношения к себе как к субъекту восприятия.
Категорию «рефлексия» в психологии рассматривают в качестве осознания действующим индивидом того, каким образом он воспринимается партнером по коммуникации. Психологическая рефлексия дает возможность получить информацию о том, как другой понимает тебя, каким он представляет себе тебя, какие качества личности увидел. В ходе коммуникации идентификация и рефлексия как механизмы выступают в единстве.
Если бы любой индивид всегда располагал полной, научно обоснованной информацией о людях, с которыми вступает во взаимодействие, то он мог бы выстроить тактику коммуникации с ними с безошибочной точностью. Тем не менее, в повседневной жизни субъект чаще всего не обладает полными сведениями, поэтому вынужден приписывать другим причины их действий и поступков.
Стереотипизация представляет собой использование готовых, устоявшихся в обществе наборов убеждений (зачастую необоснованных) для классификации или определения рассматриваемого индивида либо явления.
В частности, понять другого человека, — это означает осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком и его механизмы уподобляются удвоенному зеркальному отражению. Человек, занимаясь отражением другого, отражает и сам себя в зеркале восприятия этого другого.
Воспринимая незнакомца, человек, как правило, берет за основу ту изначальную информацию, которую получил как субъект восприятия. Она формирует психологическую установку для восприятия Стереотип, таким образом, состоит в наличии сформировавшегося образа человека, который используют как эталон.
В ходе восприятия людьми друг друга социальные стереотипы выполняют следующие функции:
- Выделение наиболее типичных, свойственных большим социальным группам характеристик;
- Облегчение упрощение общения людей друг с другом;
- Помощь в более быстром понимании какого-либо социального объекта или явления и др.
Стереотипизация складывается в качестве результата обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому происходит присоединение сведений, полученных из книг, кинофильмов и т.п. Они могут быть ошибочными, но стереотипы, сформировавшиеся на их основе, используются в качестве эталона.