Механизм развития мотивации — это мотивационная (эмоциональная) фиксация. Она представляет собой мгновенное приобретение и длительное сохранение объектами мотивационного (эмоционального) значения, которого раньше не было.
Исследование механизмов мотивации
Отечественные исследователи провели большое число исследований, которые касаются вопроса механизмов мотивации. Большое внимание было уделено этой теме и в зарубежной науке. Выводы были сделаны на основе многочисленных теоретических и экспериментальных работ в области вопросов побуждения в поведении человека.
Разработка проблем мотивации интенсивно проводится в разных сферах психологической науки. Для этого применяется огромное количество множества методов. Многие исследователи, по сути, констатируют научные факты, которые относятся к механизмам мотивации, но в дальнейшем не исследовали их.
По некоторым вопросам можно также наблюдать расхождения и дискуссии. Использование мотивационных теорий, как правило, становится катализатором социально-экономических процессов. Это помогает на макроуровне поднять уровень жизни людей, а на микроуровне позволяет понять собственные стремления.
Механизмы мотивации
Категорию «мотивация» невозможно рассматривать без понимания её механизмов. Так, в основе большинства мотивационных теорий лежит понятие «потребности». Потребность представляет собой более или менее четкое осознание специфического дефицита. Для этого процесса характерна динамика информационного и вещественного обмена между организмом (личностью) и средой.
Потребность является источником человеческой активности. Принято различать физиологические (биологические), социальные и духовные (идеальные) потребности. Первые из них представляют собой основу биологической мотивации. Значительную роль в саморазвитии играет удовлетворение социальных потребностей (например, самоуважение и самореализация).
Если же индивид долгое время испытывает неудовлетворение важных потребностей (даже если это биологические потребности), то его активность приостанавливается или может начать менять направленность. Например, голодные люди не так сильно стремятся и способны к творчеству.
Долговременное отсутствие удовлетворенности жизненно важных потребностей способно приводить к фрустрации. Для этого состояния присущ внутренний дискомфорт, напряжённость в результате, если не смогли наступить события, которых ждал человек, или рушатся надежды, появляются препятствия на дороге к цели. В качестве результата фрустрации нередко выступают такие состояния, как стресс, разочарование, агрессия, направленная на других или самого себя.
Мотивация в широком понимании представляет собой то, ради чего происходит выполнение определённых действий. Любую деятельность человек выполняет по причине наличия какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради определенной ценности во внешнем мире. Данные отношения формируют два полюса, находящиеся в реальной мотивационной системе.
Мотив является предметом, на котором концентрируется деятельность. Как правило, он соответствует определенной потребности. Невозможность осуществить потребность вызывает дискомфорт, поэтому потребность играет мотивационную роль, то есть выступает в качестве мотива соответствующего поведения (например, общение, потребление, деятельность).
Мотив имеет большое значение в развитии механизма мотивации. Он выгладит как осознанная (опредмеченная) потребность, субъективно отражая потребности человека. Потребность обладает объективным характером, а мотив — субъективным.
Потребностно-мотивационная сфера — это исходное звено направленности, которое выступает как системообразующее личностное свойство. Направленность представляет собой систему доминирующих мотивов. Составляющие элементы направленности представлены следующими компонентами:
- Жизненными целями,
- Потребностями,
- Способностями,
- Мотивационной сферой.
На основе этого происходит формирование жизненных целей личности. Таким образом, мотив — это элемент мотивационной сферы личности, то есть всей совокупности мотивов, которые появляются и развиваются в течение человеческой жизни. Некоторые мотивы считаются основополагающими и доминируют, формируя «фундамент» всей жизни и определяя направленность личности.
Развитие механизма мотивации
Онтогенетическое развитие биологической мотивации осуществляется с помощью приобретения способности вызывать активность индивида изначально индифферентными воздействиями. Этот процесс обеспечивается механизмом, который в литературе называется «замыкание условной связи». С психологической стороны, если учесть то, что выработка условной связи предполагает процесс изменения субъективного отношения к условным раздражителям, то данный механизм можно изобразить как передачу эмоционального (мотивационного) значения новому содержанию.
Новое содержание определенным образом связано с этим воздействием в опыте человека, то есть представляет своего рода распространение (переключение) эмоциональных переживаний в образах в соответствии с отражаемыми объективными связями и фиксацией на новом содержании. Оно в силу осуществления данного процесса становится мотивационным.
Переключение — это основа мотивационного обусловливания, которое представляет собой основной механизм развития биологической мотивации. Механизм обусловливания характерен для человеческой мотивации. В ходе обусловливания мотивационное значение начинают приобретать не только целостные предметы, но и отдельные их элементы.
Механизм обусловливания можно отследить в таких глобальных социальных явлениях, как тюрьма, карцер, телесные наказания, институты инквизиции. Оно не всегда проявляется стихийным образом, на основе безусловных реакций. Познание в большей мере связано с данным механизмом, поскольку происходит структурирование опыта воздействия раздражителей (безусловных и условных), накопление статистики их сочетания.