Неосознаваемые процессы в психологии — это большое число психических течений, процессов и явлений, которые не проявляются и не отражаются в сознании человека. Часто всю совокупность неосознаваемых процессов называют бессознательным.
Классы неосознаваемых процессов
Первые исследования неосознаваемых процессов, которые ученые проводили в начале прошлого века, показали, что проблема бессознательного является очень обширной. Как оказалось, осознаваемая человеком информация представляет собой только «верхушку айсберга». Количество неосознаваемой информации во много раз больше, чем объем осознаваемой.
В рамках отечественной психологии неосознаваемые психические процессы делятся на 3 класса:
- неосознаваемые механизмы в пределах сознательных действий;
- неосознаваемые побудители в рамках сознательных действий;
- надсознательные процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий. В свою очередь, подразделяются на неосознаваемые автоматизмы и сопровождения сознательных действий.
Неосознаваемые автоматизмы представлены действиями (актами), совершаемыми без участия сознания. При осуществлении такой работы, люди говорят о «механических действиях», «о действиях, при осуществлении которых голова остаётся свободной». Такое состояние характеризуется полным отсутствием сознательного контроля.
Процессы, включенные в подкласс неосознаваемых автоматизмов, обладают двоякой природой. Они могут быть никогда до этого не осознаваемыми (принципиально не осознаваемыми), а также когда-то осознаваемыми, но в данный момент происходящими на автомате (навыки).
Пример принципиально не осознаваемых автоматизмов представлен сосательными движениями ребёнка, миганием, конвергенцией глаз, схватыванием предметов, ходьбой и др. Примерами навыков могут быть игра на музыкальном инструменте, письмо, владение иностранными языками и др.
В структуре сознания психологи рассматривают несколько составляющих:
- фокус сознания (самое важное, что происходит в настоящий момент времени);
- периферия сознания, при которой происходит слабый контроль сознанием;
- граница сознания, включая процессы, которые способны выходить из поля сознания человека, так и входить в него;
- бессознательное.
Чаще всего развитые навыки балансируют на границе сознания. В случае, когда человек совершает множество ошибок (например, при усталости или увеличении сложности действий), навык опять может попасть в поле сознания, на его периферию или в фокус. Навык поддается контролю, совершенствованию. Для него характерна способность вернуться снова на границу сознания. Навык отличается от не осознаваемых процессов, тем что «блуждает».
Исследования неосознаваемого сопровождения сознательных действий
В психологии рассматривается большое количество неосознаваемых процессов. Они могут сопровождать действие без видимой причины. Например, человек, который слушает музыку, может в такт качать ногой или головой. Человек, который работает ножницами, одновременно с этим может двигать челюстями. В случае, когда индивид проявляет эмпатию, выражение его лица может приобретать выражение лица другого человека.
В состав неосознаваемых сопровождений сознательных действий включены непроизвольные движения, мимика и пантомимика, тоническое напряжение, а также огромный класс вегетативных проявлений.
В рамках экспериментальной психологии перечисленные проявления рассматривают в качестве объективных индикаторов состояния человека. Так, А. Р. Лурия установил в своих исследованиях, что человеку проще всего подвергать контролю внешние действия (например, слова и движения). Гораздо сложнее ему будет справиться с мышечным тонусом (например, поза, мимика, интонация).
В современной науке разработан большой ряд различных устройств, которые помогают психологам-экспериментаторам и психофизиологам с высокой долей объективности проводить оценку состояния человека по соответствующим параметрам (по пульсу, частоте дыхания, реакции зрачков и микродвижениям глаз, артериальному давлению, электрической активности мозга).
В исследовании бессознательных процессов используются и аппараты, которые называются «детекторы лжи». Они способны фиксировать неосознаваемые процессы, поэтому эксперты считают, что их очень сложно обмануть.
Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий и надсознательных процессов
В прошлом веке существовала психологическая школа, которая занималась исследованием проблем установки. Д. Н. Узнадзе сформировал так называемую грузинскую школу психологии, где происходило исследование феномена установки.
Узнадзе определял установку в качестве готовности организма или субъекта деятельности совершать определённые действия или реагирования в выбранном направлении.
Было выведено положение, что скорость и точность реакции человека на соответствующий раздражитель полностью зависит от навыка совершать определённые действия. По этой причине навык и установка представляют собой во многом одно и то же. Тем не менее, проявление навыка характерно для времени осуществления действия, а установку можно отнести к периоду, который предшествует осуществлению действия.
С детского возраста человек впитывает различные ценности (что такое хорошо, что такое плохо). Со временем к ним могут быть добавлены и собственные стратегические соображения, становящиеся для человека морально-этическими нормами. Например, ребенок в школе может сам для себя решить, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может сделать вывод, что ему нужно во что бы то ни стало стать чемпионом страны. Любое нарушение терминальных ценностей связано с неприятными, болезненными ощущениями.
Морально-этические ценности способны напрямую проявляться в сознании, но также косвенно управляют сознанием человека. Субъективно это может выглядеть таким образом: рациональным сознанием индивид приходит к определенному выводу, ставит перед собой необходимые цели, совершая действия. При этом он говорит, что «душа не на месте», то есть испытывает волнение, но не рефлексирует источник этого волнения. Это состояние и представляет собой косвенное воздействие неосознаваемого процесса.