Психологические идеи восточного мира в средние века — это развитие научной мысли, которое происходило в восточном мире под воздействием большого количества социокультурных факторов, включая арабский прорыв и геополитические предпосылки.
Предпосылки развития идей психологии на Востоке
Существенная роль психологических взглядов в восточной (арабской) средневековой науке была обусловлена совокупностью объективных и субъективных предпосылок. Формирование психологических концепций, включая всю научную мысль, происходило на Востоке в средние века под воздействием разнообразных социокультурных факторов.
Анализируя причины арабского «прорыва», исследователи выделяют две группы факторов:
- Геополитические предпосылки,
- Научные предпосылки.
Геополитические предпосылки связаны с формированием новой формации в виде феодализма. На Востоке этот процесс происходил исторически раньше, чем в западном мире. В качестве государственного воплощения этого феномена выступал Арабский Халифат, представляющий собой мусульманско-феодальную теократию, которая по своей мощи сравнивалась с Великой империей Александра Македонского.
Как и во времена античности, огромное государственное образование начало стимулировать миграцию, экономическое и культурное развитие, повсеместное распространение научных взглядов. Единство арабского языка в государстве облегчило переводы античных трудов, в том числе популяризацию изложенных в них концепций.
Благоприятное географическое положение (от Индийского до Атлантического океана) давало возможность арабскому народу применять научные достижения не только Азии, но и Индии, Европы, Китая. Особенно сильным было воздействие на развитие восточной культуры гуманистических теорий свободы и равенства, которые первоначально были заложены в исламе в качестве официальной государственной религии.
Второй фактор состоял в том, что развитие психологической мысли в арабском средневековом мире получило научные предпосылки. Это заключалось в опоре на богатую почву античной культуры эллинов (Демокрит, Гераклит, Аристотель, Эпикур, Платон и др.). В Сирии Эдесская школа пользовалась авторитетом не меньшим, чем признанные академии Афин и Александрии.
В Багдаде был открыт Дом мудрости в качестве прообраза Академии наук. Появление выдающихся мыслителей было стимулировано собственными достижениями (расцвет прикладных наук, включая физику, медицину, геометрию, астрономию, математику и др.).
Предыдущим эволюционным эпохам психологического знания был неведом такой научный потенциал. На его основе восточные мыслители осуществляли поиск тайн человеческой души.
Идеи Аль-Кинди и Разеса
Аль-Кинди стал родоначальником перипатетических традиций мусульманского Востока. Его называли «философом арабов», он продолжал учение Аристотелю. Перу этого ученого принадлежало более 200 трудов, среди которых из области психологии самыми популярными были трактаты «О разуме», «О первой философии», «Рассуждение о душе» и др. Значение творчества Аль-Кинди для психологии заключается не только в том, что он ставил кардинальные вопросы, которые послужили исходной базой дальнейших теоретических построений. Этот ученый осуществлял плодотворные попытки ответа на них, исходя при этом из всеобщих закономерностей развития мышления, природы и общества.
Рассматривая проблему соотношения природы и души, Аль-Кинди обращался к детерминистским взглядам. Он утверждал, что бог является только отдаленной причиной. Душа, по его мнению, разделяется на две части, включая разум и чувство. Аль-Кинди принадлежал приоритет в формировании теории «4 видов интеллекта». Она гласит, что разум способен выступать в четырех формах:
- Актуальная форма в качестве системы универсалий;
- Потенциальная форма в качестве способности восприятия универсалий;
- Приобретенная форма как нахождение универсалий в душе;
- Проявляющаяся форма, реализующаяся во вне.
Ар-Рази (Разес) — это иранский ученый, который руководил клиникой в Рее и в Багдаде. Для его научных исследований свойственна свобода от догм, начало использования эксперимента, практическая концентрация на физиологических исследованиях.
Основой его мировоззренческой концепции стало учение о 5 вечных началах (творец, душа, материя, пространство, время). Материя, включая ее атрибуты, представляла собой, по его мнению, равноценное с богом начало.
Аль-Фараби и Авиценна
Научное наследие Аль-Фараби («второго учителя» после Аристотеля) считается великим и разнообразным. Им было написано более сотни работ, среди которых можно выделить труды, посвященные классификации наук, политике, философии, логике. Несколько трудов относятся к психологическим проблемам (например, трактаты «О душе», «Существо вопросов», «О силе души», «О разуме», «О многом и единственном»).
Совокупность явлений мира этот исследователь объяснял, брав за основу признание естественных закономерностей. По этой причине, при решении психофизических проблем, он писал, что «субстанция души присутствует отрешенно от материи», при этом «дарователь форм создает ее в том случае, когда появляется нечто».
Еще один популярный исследователь восточного мира — Ибн Сина (лат. Авиценна). Этот врач, естествоиспытатель, философ и энциклопедист был очень авторитетен, что было выражено в почтительном прозвище (Староста, Глава). Исследователем было написано множество трактатов по различным сферам знания, включая философию, медицину, лингвистику, логику, физику, математику, космологию, химию, этику и др.
Философские и естественно-научные трактаты этого автора пользовались огромной популярностью не только на Востоке, но и на Западе в течение многих веков. Его труд «Канон врачебной науки» являлся медицинской энциклопедией в пяти частях. Это был результат опыта греческих, римских, индийских и азиатских врачей. Данный труд в XV-XVII веках выдержал около 30 латинских изданий. В Европе эта книга обеспечила научным взглядам Ибн-Сины более чем пятивековое лидерство в медицинских школах средневековья.