Основные категории восстановительных семей
Наиболее частыми категориями лиц, которые хотят взять ребенка из детского дома, являются: супруги, не имеющие собственных детей по каким-то причинам, а также одинокие женщины или мужчины.
Рассмотрим детально психологические особенности данных категорий людей:
- Бесплодная пара: в данном случае, тот факт, что у пары никогда не будет ребенка, является довольно тяжелым и травматичным, поэтому супруги решаются на то, чтобы взять ребенка из детского дома. Однако проблемной областью здесь является то, что такой травматичный опыт может повлиять на характер общения с ребенком, поэтому важно, чтобы родители искренне хотели дать приемному ребенку то, что хотели и могли бы дать родному
- Супруги, пережившие смерть родного ребенка. К сожалению, очень часто родители теряют своих родных детей при трагических обстоятельствах или в результате несчастных случаев. В таком случае горе родителей чрезвычайно велико, и многие, чтобы его заглушить, решаются на то, чтобы взять приемного ребенка. Основной проблемой здесь является то, что данное решение принимается исходя из установки найти «замену» умершему ребенку. В таком случае, родители как бы отрицают реальную смерть ребенка, находя ему заместителя. Они пытаются заглушить этим душевную боль, что может быть опасно для самого приемного ребенка, поскольку он никогда не сможет заменить родного. Кроме того, у приемного ребенка может сформироваться комплекс вины, ему будет не хватать родительской любви и т. д.
- Одинокий человек. Усыновление (удочерение) ребенка одним родителем - это наиболее распространенный случай для матерей-одиночек, которые очень сильно ориентированы на карьеру, но не способны сформировать крепкую семью. В данном случае, проблемой будет являться то, что приемный ребенок будет рассматриваться как способ заполнить пустоту в себе. Нередко, в такой семье у ребенка происходит сильное смешение ролей: он и сын (дочь), и друг, и доверенное лицо - все это ложиться большой ответственностью на ребенка, а также у него формируется страх потерять единственного близкого человека.
Мотивационные аспекты усыновления
Решение об усыновлении или удочерении - это очень серьезный и многоаспектный шаг как для родительской семьи, так и для самого приемного ребенка. На принятие данного решения влияют осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Роль последних может быть очень серьезной и даже губительной, поэтому родителям важно подойти к этому шагу искренне и откровенно, прояснить для себя, для чего они хотят сделать этот шаг.
Бессознательные мотивы могут быть абсолютно разными и прослеживаться индивидуально как внутри самой пары, так и у каждого из супругов или одинокого родителя. Это может быть неосознанное стремление заглушить боль от потери родного ребенка, заполнить душевную пустоту, стремление побороть свое депрессивное состояние.
Сознательные же мотивы наиболее часто встречаются у супругов, которые не могут иметь ребенка по физиологическим причинам (бесплодие, возрастные ограничения, генетика и т. д.).
Опираясь на данные утверждения, можно сделать вывод, что наиболее сложным, с психологической точки зрения, моментом здесь является правильность и искренность принятого решения.
Для этого важно суметь честно ответить себе на следующие вопросы:
- понимаю ли я то, что приемный ребенок - это не родной ребенок, и готов ли я принять его как своего родного;
- способен ли я реализовать полноценное развитие и воспитание приемного ребенка;
- способен ли я дать ему ту утраченную любовь, принятие и заботу, которых ему не хватает.
Неискренние или иллюзорные ответы на эти вопросы приводят к очень печальным последствиям абсолютно для всех участников этой системы.
Психологические особенности приемных детей
Выше мы отметили, какие ключевые психологические аспекты со стороны усыновителей играют ключевую роль, а теперь имеет смысл коснуться психологических аспектов самих детей, которые также важно учитывать при усыновлении или удочерении.
Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют определенные психологические особенности: дефицит любви, принятия, индивидуального внимания, эмоционального тепла. Их развитие проходит в условиях психической депривации - отсутствия возможностей для удовлетворения жизненно важных психических потребностей: в близости, безопасности, доверии и контакте.
Психическая депривация проявляется сразу на нескольких уровнях:
- на уровне контакта с матерью: отсутствие привязанности и контакта4
- ну уровне впечатлений: ненаполненость окружающей среды событиями и переживаниями;
- на социальном уровне: бедность социальных контактов и их однообразие;
- на эмоциональном уровне: скупость эмоциональных контактов и спектра выражения эмоций.
Такие особенности влияют на психическое развитие детей-сирот таким образом, что замедляют темп их развития: в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-мотивационной и социальной сфере.
Наиболее сложной для коррекции у детей-сирот является область доверия, поскольку основная их потребность в привязанности была с детства нарушена. Доверие у детей-сирот проявляется в разной степени развитости:
- преобладание доверия к другим, но не к себе,
- преобладание доверия к себе, но не к другим,
- низкая степень доверия к себе и другим,
- повышенная степень доверия к себе и другим.
Поэтому, учитывая эти особенности, приемным родителям важно создать такие условия в семье, чтобы они не вызывали психотравмирующее воздействие на психику ребенка.
Важным условием приемной семьи является ее гармоничность. Это проявляется в наличии общности между членами семьи (общих дел, сборов, встреч или интересов), наличие ощущения семейного целого («мы»), уважении членов друг к другу, способности поддержать каждого члена семьи, принятие друг друга.