Психологическая защита — это категория глубинной психологии, которая обозначает неосознаваемый психический процесс, сконцентрированный на минимизации негативных переживаний. Данное понятие впервые употребил Фрейд в 1894 году в своей работе «Защитные нейропсихозы» и позже использовал его в ряде своих работ.
Сущность и особенности психологической защиты
Воспитателям и учителям необходимо постоянно соотносить многочисленные организационные, социальные и психологические требования профессиональной деятельности с личностными возможностями и потребностями. Тем не менее, не в любом случае для решения возникающих противоречий педагог использует конструктивные стратегии поведения. Как правило, он прибегают к помощи психологических защит.
Психологическая защита представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности, которая направлена на исключение или сведение к минимуму чувства тревоги. Тревога связана с осознанием конфликтной ситуации, ставящей под угрозу целостность личности. Функция психологических защит состоит в ограждении области сознания от отрицательных и травмирующих переживаний.
Изначально данная категория исследовалась как особое психологическое явление Фрейдом и его последователями. Ее понимали в качестве формы разрешения конфликта между бессознательным (влечениями) и интериоризованными социальными требованиями (запретом). В последующем в результате большого количества исследований, которые проводились в рамках клинической практики, выделились соответствующие типы и механизмы психологической защиты.
Современные психологи предпочитают определять психологическую защиту как процесс интрапсихической адаптации личности. Этот феномен помогает снимать напряженность, уменьшать тревогу и страх. Тем не менее, для действия защиты на оптимальном уровне необходим постоянный расход энергии. Такие затраты часто очень существенны и приводят к формированию невротической симптоматики и нарушению работоспособности.
Парадокс психологической защиты заключается в появлении противоречия между стремлением специалиста сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым приводит избыточное вторжение защит. С одной стороны, необходимо отметить безусловную пользу всех видов защит, которые снижают накапливающуюся в ЦНС напряженность с помощью искажения исходной информации.
С другой стороны, избыточное включение психологических защит не дает возможности человеку осознать объективную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Любые дисфункции систем психологических защит в качестве перенапряжения, ригидности, излишней избирательности или фиксации на защите нижнего уровня способствуют появлению нарушений не только в психологической сфере личности (невроз), но и соматической (симптомы психосоматических заболеваний).
Особенности психологической защиты педагогов в профессиональной деятельности
Когда учитель или воспитатель сталкивается с психотравмирующими обстоятельствами, то первоначально он осуществляет попытку справиться с ними с помощью психической проработки (например, используя конструктивные психологические защиты высокого уровня, в частности сублимацию и рационализацию).
Сублимация представляет собой одну из «здоровых» психологических защит. В соответствии с определением психоаналитиков она способна «перенаправлять» сексуальную энергию в творческое русло. Благодаря рационализации педагог может переосмыслить действия собственной личности в пределах ситуации. В зависимости от этого он получает возможность построить новую стратегию поведения.
Если защиты рассматриваемого уровня у учителя или воспитателя не развиты или работают недостаточно, то происходит включение невротических защитных механизмов. Это проявляется в качестве невротических симптомов. После этапа невротического преодоления конфликта может наступить соматизация. В этом процессе тело вовлекается в патологический процесс в виде функционального расстройства.
Основные виды органического поражения конкретных органов представлены:
- Язвой желудка;
- Хроническим воспалением тонкой или прямой кишки;
- Морфологическим повреждением кожи;
- Воспалительным процессом соединительно-тканных структур и т. д.
Исследование психологических защит педагогов (воспитателей и учителей)
Для определения основных видов психологической защиты у воспитателей и учителей можно использовать методику «Индекс жизненного стиля». Она помогает выявить доминирующие механизмы психологической защиты и степень напряженности каждого из них.
Чаще всего педагогами используются следующие виды защит:
- Рационализация,
- Отрицание,
- Проекция,
- Реактивные образования,
- Регрессия,
- Компенсация,
- Замещение и подавление.
Перечисленные виды защит могут встречаться у педагогов в различных сочетаниях. Тем не менее, исследования позволили выявить, что основной вид психологической защиты у педагогов представлен рационализацией. Она связана с осознанием и применением в мышлении лишь той доли воспринимаемой информации, с помощью которой свое собственное поведение предстает в качестве хорошо контролируемого и не противоречащего объективным обстоятельствам.
При использовании данной защиты неприемлемая часть сведений как бы удаляется из сознания. Она преобразуется особым образом и, уже после этого, осознается в измененном виде. Рационализация в любом случае становится оправдательным отношением к собственному поведению и к принципам. Так, для поведения педагогов характерна предусмотрительность, старательность, добросовестность, дисциплина, склонность к самоанализу.
Все перечисленные проявления, с одной стороны, помогают более успешно осуществлять педагогическую деятельность. С другой стороны, из-за них появляется излишняя склонность к самоанализу, что не дает возможности увидеть и проанализировать собственные ошибки.