Основные трудности детей-сирот
Травматический опыт детей-сирот создает глобальную психологическую проблему, единую для всех - это искаженное представление о самом себе, окружающем мире и людях, общее недоверие.
Общий психологический фон, характерный для детей, оставшихся без попечения родителей - это психологическая депривация, выражающаяся на разных уровнях: отсутствие контакта и нарушение привязанности, обедненность социальных контактов, эмоциональной сферы, ее насыщенности событиями и переживаниями.
Следствием психологической депривации является тенденция не ощущать себя и свою значимость, свою автономию и самостоятельность; трудности в ощущениях собственного тела и его сигналов, проблемы в саморегуляции и стабилизации собственного состояния, работы со своими эмоциями.
Наличие психологической травмы лишает ребенка чувства уверенности и защищенности, что в свою очередь замедляет и искажает естественный ход развития ребенка, так как психические и физиологические ресурсы стекаются в зону травмы и ее проработку.
Все высшие психические процессы имеют некоторую тенденцию к замедленному развитию: у детей обнаруживаются сложности в обучении и приобретении знаний, усвоении материала, знания очень поверхностные, речевое развитие замедленно, концентрация внимания слабая.
Эмоциональная сфера также характеризуется неустойчивостью, быстрой истощаемостью, рассогласованием агрессивности и раздражительности и в то же время повышенной уязвимостью ребенка.
Типичными проблемами для детей-сирот является искажения доверительных отношений, трудности в формировании собственной перспективы жизни, построении профессиональных планов, перенос негативного опыта из своей прошлой жизни на последующие личные взаимоотношения, низкая степень самостоятельности
Психологическое сопровождение детей-сирот
Сопровождение детей-сирот - это комплексная система взаимодействия и взаимовлияния нескольких субъектов, которая направлена на создание оптимальных условий по развитию детей, формированию их эмоционального благополучия, их адаптации к социуму.
Социально-психологическая адаптация может происходить на нескольких уровнях: в самом учреждении для детей-сирот; в семье усыновителей (восстановительной семье); в самом социуме после завершения нахождения в учреждении для детей-сирот.
Субъектами сопровождения детей сирот являются те люди, которые включены в процесс взаимодействия с ребенком в ходе социально-психологической адаптации.
Комплексный характер сопровождения проявляется в том, что сопровождением ребенка занимаются несколько специалистов согласовано, придерживаясь единой системы методов и принципов развития и воспитания детей.
Основная цель психологического сопровождения детей-сирот - это адаптивное включение детей в систему социальных отношений и реализации в социуме, социальное и личностное развитие детей-сирот
Доминирующими задачами по психологическому сопровождению являются: развитие самостоятельности детей, формирование навыков принятия решений, а также приоритетный учет интересов самого ребенка, его мнения и идей.
Стратегия психологического сопровождения определяется психологическими особенностями самих детей, их индивидуальной ситуацией развития, условиями жизни.
Основные направления психологической работы с детьми-сиротами:
- формирование чувства безопасности и защищенности,
- адаптация в организации для детей-сирот,
- проведение реабилитационной работы с детьми (индивидуальной и групповой) в течение всего времени пребывания в организации для детей-сирот,
- подготовка к самостоятельной жизни (либо в семье опекунов, либо в кровной семье, либо самостоятельно),
- работа по самоопределению (профессиональному в том числе.)
Работа психолога на разных этапах жизни детей-сирот
Работа психолога с детьми-сиротами реализуется на следующих этапах:
- Этап адаптации детей-сирот к жизни в организации: основная задача - формирование чувства безопасности и защищенности. Это важная задача, поскольку ребенок входит в новые для него условия жизни, вследствие чего необходимо сформировать у него ощущение, что здесь его поймут и примут.
- Этап организации самой жизни ребенка в учреждении для детей-сирот: основная задача - выстроить временную линию жизни ребенка, восстановить ее последовательность, помочь ему принять травматичный опыт и сделать акцент на ресурсных эпизодах или возможностях. На этом этапе ведется работа по прояснению для ребенка положения вещей: почему он оказался здесь, что стало с его семьей, как он будет здесь жить, какие здесь правила. Необходимо сформировать у ребенка субъектное отношение к собственной жизни, это даст ему мотивацию для ее построения, преодоления сложностей.
- Этап передачи ребенка на воспитание в семью: основная задача - определение совместимости ребенка (его психологических особенностей) и приемной семьи (ее истинных мотивов и целей, возможностей). Помимо работы с самим ребенком (подготовки его к самостоятельной жизни, постепенному расставанию со специалистами), психолог работает также и с приемной семье, консультирует родителей.
- Этап завершения пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот: основная задача - формирование психологической готовности к выходу и организации, реализации собственной жизни, содействие в жизненном и профессиональном самоопределении. Для этого организуются различные виды встреч, соревнований.
Основные формы работы психолога в учреждении для детей-сирот: психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, консультационная деятельность, психологическое просвещение, профилактика, экспертиза, методическая работа.