Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические особенности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Определение 1

Дети-сироты – это дети, которые потеряли обоих родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - это несовершеннолетние дети, которые лишились опеки одного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, или их частичного ограничения в результате признания родителей недееспособными, без вести пропавшими и т.д.

Дети, относящиеся к одной из категорий, сталкиваются с рядом социальных проблем, что, в свою очередь, ведет к особым образовательным потребностям ребенка. Таким детям требуется создание особых условий для их полноценного развития. В этой связи, возникает ряд особенностей организации педагогической деятельности в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенности обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Следует выделить ряд особенностей обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся:

  1. Отсутствие положительной учебной мотивации. Это обусловлено тем, что потеря одного или обоих родителей формирует в сознании ребенка негативное восприятие общения и взаимодействия со взрослыми. Такие дети с трудом испытают эмоциональную привязанность. Поэтому, педагог выступает только в качестве носителя знаний. Деятельность педагога не вызывает у ребенка каких-то положительных эмоций. Поэтому, он не стремится к познанию и развитию, соблюдая все требования педагога га уровне «автоматизма».
  2. Возникновение сверхмотивации в учебном процессе. Она связана с тем, что ребенок, не знавший близкого общения со взрослым, испытывает к педагогу сильную привязанность. По сути, ему неинтересна учебная деятельность. Ребенок заинтересован в личности педагога и его нахождении рядом. Это, часто, приводит к тому, что учащийся становится зависимым от педагога и не формирует навыки самостоятельного познания, а напротив, делается зависимым от педагога т.е. он ничего не может выполнить без него, без его помощи и поддержки. Также, данная мотивация затрудняет развитие самоконтроля и саморегуляции поведения учащегося.
  3. Отсутствие инициативности в познавательном процессе. У ребенка отсутствует стремление к самостоятельному решению, поставленных задач. Он ждет, что задание будет выполнено за него.
  4. Агрессивная реакция на критику в свой адрес. Если учащемуся указываются его ошибки и недостатки в учебной деятельности, то он оказывается не способным к их адекватному восприятию.
  5. Агрессивная позиция ребенка по отношению ко всем окружающим: педагогу, коллективу учащихся.
  6. Нахождение в школе-интернате приводит к замкнутости ребенка в социальной действительности и формированию неадекватных представлений об устройстве окружающего мира.
  7. Необходимость обогащения и расширения чувственного опыта детей и развитие навыков эмоционального восприятия окружающей действительности.
  8. Затруднительный процесс формирования активной жизненной позиции ребенка. Это связана с отсутствием значимого взрослого и необходимостью постоянной адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Это затрудняет выработку нравственных ориентиров деятельности, собственных ценностей и убеждений.
  9. Отставание в области эстетических направлений развития. В силу ограниченности представлений в данной области, у ребенка развиваются проблемы с раскрытием творческого потенциала личности.
«Педагогические особенности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чтобы обеспечить ребенку сироте условия для полноценного развития, требуется организация регулярного педагогического сопровождения. Для этого, должны создаваться специальные условия профессиональной деятельности педагогов, а также организовываться их регулярная профессиональная подготовка, ориентированная на повышение уровня квалификации и освоение основ психолого-педагогического сопровождения.

Родительский аспект профессиональной деятельности педагога

При работе педагога в детских домах, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, педагог принимает на себя роль их родителя. Это необходимо для того, чтобы достичь нормального, полноценного, гармоничного развития детей данной категории. Педагогу требуется сформировать доверительные отношения с детьми и стать им близким другом.

Родительский аспект деятельности педагога предполагает работу учителя по следующим направлениям:

  • Охрана и поддержание здоровья учащихся;
  • Оказание помощи в первичной полоролевой социализации;
  • Формирование бытовых и иных знаний у детей, которые обычно приобретаются в семьях;
  • Установление эмоциональных связей с детьми;
  • Использование разнообразных видов эмоционального взаимодействия с учащимися.

Все воспитательные функции педагог выполняет через призму осуществления родительских функций. Образовательные цели и задачи достигаются, также, посредством сочетания родительской опеки и выполнения своей профессиональной педагогической деятельности.

Педагог оказывает учащимся помощь в стабилизации их психического состояния, вызванного перенесенными травмами. Для этого, создается оптимальная психологическая обстановка и реализуется психологическая поддержка развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое сопровождение педагогом детей-сирот

Ребенок, оставшийся без попечения родителей или выросший сиротой, не обладает знаниями и навыками социальной жизнедеятельности. В ее основе лежит соблюдение прав и свобод ребенка. Если права и свободы ребенка не соблюдаются, то о нормальном гармоничном развитии говорить нечего.

В этой связи, в задачи педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит формирование у учащихся основ правовой культуры и правового сознания. Педагог проводит мероприятия по профилактике развития асоциального и противоправного поведения детей разных возрастных групп, помогая им преодолевать жизненные трудности, опираясь на знания о своих правах и свободах.

Кроме того, правовое сопровождение педагога детей-сирот сводится к оказанию им помощи в решении различных юридических проблем (например, обращение в органы опеки, подача заявления на кого-либо в отношении ущемления прав и свобод и т.д.).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot