Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая коррекция в школе

Психокоррекция как вид психологической работы в школе

Определение 1

Психологическая коррекция в школе – это один из видов психологической помощи детям, направленный на исправление особенностей психологического развития с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекция позволяет исправить особенности психологического развития ребенка, которые не соответствуют оптимальной модели, для чего используются специальные методы воздействия.

К психокоррекционным воздействиям относятся убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Психолог может работать как индивидуально с ребенком при отсутствии посторонних, так и в группе детей со схожими проблемами.

При групповой работе эффект будет достигнут за счет взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Психокоррекционные методы делятся на две группы:

  • первая группа методов усиливает регулирующие функции психики, развивает эмоциональный самоконтроль, улучшает психическую саморегуляцию;
  • вторая группа – это методы нормативно-ценностной коррекции – объектами здесь выступают нормативные комплексы.

Методы психокоррекции вырабатывают нормы личностного поведения, развивают способность гибко реагировать на ситуацию и перестраиваться в разных условиях.

Одно воздействие имеет разную результативность, что связано с динамическим содержанием периода возрастного развития.

Качество содержания, своевременность и адекватность определяют эффективность психологической коррекции.

Симптоматическими методами психокоррекции являются аутогенная тренировка, метод условных рефлексов, оперантное научение.

Что касается школы, то применительно к проблемам детей это будет коррекцией недостатков когнитивной деятельности, недостатков эмоционально-волевой сферы, коррекцией поведения.

Психокоррекционные технологии, используемые в школе, содержат в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента - методологический компонент, где формулируются идеи, цели, теоретические положения, содержательный компонент, содержащий этапы и задачи работы, и технологический компонент с методами, формами, средствами использования.

«Психологическая коррекция в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психокоррекционные технологии решают стратегические и тактические задачи.

Психокоррекция с конкретным ребенком строится как целостная и осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований. Важным является её опережающий характер, она должна активно формировать ближайшую перспективу ребенка в соответствии с возрастными требованиями.

Замечание 1

Задачи психокоррекционной программы специфичны и зависят от типа детского учреждения, класса, группы.

Принципы психокоррекции школьников

Психокоррекция с детьми имеет основные принципы:

  • диагностический принцип, предшествующий коррекции, поэтому между ними должно быть единство, поскольку диагностика дает возможность уточнить диагноз и оценить эффективность коррекции;
  • деятельностный принцип при взаимодействии взрослого и ребенка;
  • учет зоны ближайшего развития ребенка, за пределами которой психокоррекция не будет иметь эффекта;
  • принцип оптимальных условий, способствующих развитию высших психических функций;
  • принцип нормативности, ориентированный на эталоны развития;
  • принцип учета системного характера психического развития;
  • принцип «замещающего онтогенеза», т.е. работа начинается с момента начавшегося отклонения от оптимальной программы;
  • упреждающий характер психологической коррекции – формирование того, что необходимо достичь в ближайшей перспективе;
  • принцип преемственности – занятие планируется с учетом достигнутого;
  • принцип учета индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • принцип эмоциональности занятий – ребенок должен получать удовольствие.

В работе со школьниками специалисты выделяют такие этапы психокоррекции – диагноз, прогноз, создание коррекционной программы с целью, направлением, количеством занятий, выполнение программы, анализ эффективности программы.

Появление у клиента новых переживаний по поводу своей проблемы является, по мнению Г.С. Абрамовой, критерием эффективности психологического консультирования.

Психокоррекция педагогической запущенности

В развитии детей и подростков самой распространенной девиацией является педагогическая запущенность.

Определение 2

Педагогическая запущенность является отклонением от нормы в поведении личности в результате недостатка воспитания, частой смены школ, безнадзорности, негативного влияния улицы.

Педагогическая запущенность проходит через определенные стадии, поэтому развивается постепенно. Для каждой стадии характерны свои доминирующие причины, знание которых дает возможность правильно диагностировать отклонения и своевременно принимать коррекционные меры.

Необходимо неблагоприятные тенденции в развитии школьников ликвидировать на такой стадии, когда они не стали ещё устойчивыми.

Стадии педагогической запущенности:

  • первая стадия предрасполагающая, соответствующая дошкольному возрасту и возникающая в результате дефицита полезного общения ребенка с родителями;
  • вторая стадия является следствием слабой готовности к школьному обучению, педагогические меры этой стадии должны быть направлены на создание нормальных условий воспитания, на развитие памяти, мышления, индивидуальных психологических качеств;
  • третья и четвертая стадии чаще всего проявляются в подростковом возрасте, если на третьей стадии при слабости воспитательных мер начинает формироваться негативное отношение к нормам и правилам жизни коллектива, то на четвертой стадии педагогической запущенности антиобщественные тенденции поведения уже закрепляются.

Проявляется это в грубости, негативизме, жестокости, злостном хулиганстве, мелком воровстве.

Развитие педагогической запущенности происходит, когда отсутствует возможность самоутвердиться в школьном коллективе.

Поскольку нравственные представления у педагогически запущенных подростков искажены, то свою грубость они рассматривают как проявление взрослости, а хулиганство – как независимость.

Неправильное педагогическое руководство с одной стороны и стремление выглядеть взрослыми и независимыми – с другой стороны, в сочетании с незрелостью суждений, приводят к гипертрофированно-уродливым формам.

Недостаток или отсутствие полезного общения в классном коллективе, формальный подход к внеурочной работе, непонимание со стороны взрослых людей, толкают педагогически запущенных детей на улицу, в стихийные объединения.

Трудные подростки достаточно сильно восприимчивы к негативному влиянию среды, часто они подвержены алкоголизму и наркомании.

Между желаниями и возможностями подростка образуется большой разрыв, который может способствовать невротическому состоянию, осложняющему распознавание причин его поведения.

Признаки последних стадий – третьей и четвертой – можно встретить и у старших школьников, хотя их поведение отличается большей скрытностью.

Свои неблаговидные поступки они могут уже закамуфлировать «правильными словами». На этом этапе весь смысл воспитательной работы заключается в том, чтобы каждый подросток находился в условиях, способствующих его потребности в признании личностных качеств и раскрытии потенциальных возможностей.

При непосредственной коррекции можно использовать следующие методы – метод общепедагогического влияния, применение конкретных педагогических методик, помогающих устранить проявления девиации, привлечение подростка к активной трудовой деятельности, перевод в другой коллектив, использование психотерапевтических методик, основанных на внушении, гипнозе, психоанализе.

Замечание 2

Являясь серьезной проблемой, педагогическая запущенность в значительной степени может затруднить жизнь подростка и, если вовремя не принять конкретных мер, педагогически запущенный ребенок может превратиться в социально опасного человека.

Дата последнего обновления статьи: 24.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot