Семья – объект психологической коррекции
Семейная психокоррекция – это комплекс воздействий, которые направлены на решение актуальных психотравмирующих проблем, возникающих при нарушении семейных отношений.
Психологическая помощь семье в России имеет давнюю историю, но именно сегодня к проблемам, связанным с семьей, отмечается высокий интерес.
Интерес специалистов к этой проблеме связан с тем, что огромное количество семей нуждаются в профилактической работе. Трудности современных семей связаны с высокими показателями уровня разводов, рост количества неполных семей, количеств семей с приемными детьми.
Очень важным моментом является предотвращение развала супружеских и внутрисемейных отношений, преодоление трудностей межличностного взаимодействия в семье.
В современной России работает широкий круг учреждений и организаций самого разного профиля, цель которых заключается в оказании помощи и содействию семье в преодолении трудностей – семейные консультации, семейные университеты, факультеты, психологические, сексологические, педагогические кабинеты.
Работа этих учреждений разнообразна – помощь в создании семьи, её укреплении и преодолении кризисов, помощь в воспитании детей, консультации для молодоженов и др.
Помощь семье оказывают не только психологи, но и сексологи, педагоги, психиатры, юристы, психотерапевты, социологи.
Все специалисты, работающие с семьей, имеют свою собственную интегративную теорию семьи, для создания которой требуются годы практической и напряженной работы.
В коррекционной работе с семьей выделяются такие направления как психодинамическое направление, системное и стратегическое направление, эклектическое направление.
Каждая семья имеет фазы своего жизненного цикла:
- влечение, когда происходит встреча супругов и притяжение друг к другу;
- принятие новых родительских ролей и их развитие;
- рождение ребенка – переход к отношениям в треугольнике;
- ввод детей во внесемейные институты;
- принятие подросткового возраста ребенка;
- эксперимент с независимостью;
- подготовительный этап ухода детей из семьи;
- уход детей, принятие этого ухода и жизнь супругов «глаза в глаза»;
- факт выхода на пенсию и принятие этого факта, принятие старости.
У любой семьи случаются какие-либо неблагоприятные условия и трудности на протяжении её жизненного цикла, что может негативно сказаться на её жизнедеятельности.
Факторы, нарушающие жизнь семьи – развод, разлука, смерть одного из супругов, тяжелые заболевания – приводят к сложным последствиям.
Такими последствиями в жизни семьи могут стать конфликтность взаимоотношений, разочарование семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи или, наоборот, увеличение усилий семьи по её сохранению.
Трудности, возникающие перед семьей и представляющие угрозу её жизнедеятельности, делятся на группы:
- острые трудности;
- хронические трудности;
- трудности, вызванные сменой места образа жизни;
- трудности, наложенные друг на друга;
- трудности, связанные с этапами жизненного цикла семьи;
- трудности, вызванные неблагоприятными вариантами жизненного цикла;
- трудности кратковременные, но с угрозой функционирования семьи.
Для семейной структуры здоровой семьи характерно подвижное равновесие.
Системная семейная психокоррекция
И.И. Мамайчук в связи с проблемами семейного воспитания выделяет блоки психокоррекционой работы, как с ребенком, так и с его семьей – это гностический блок, конструктивный блок, организационный блок, коммуникативный и реконструктивный блоки.
Гностический блок ставит основную цель – формирование у подростков и их родителей адекватное представление о личностных особенностях и потенциальных возможностях, стилях семейного воспитания.
В психокоррекционном комплексе этот блок имеет очень большое значение. Внутри блока выделяются две фазы – первичная психодиагностика с анализом жалоб родителей и психологическая диагностика родителей и ребенка.
Конструктивный блок психокоррекции связан с отбором средств и методов коррекционных воздействий с обязательным учетом психологических особенностей семьи.
Цель организационного блока заключается в практической реализации психокоррекционных задач, среди которых обучение семьи умению давать объективную оценку трудным жизненным ситуациям, активизация участников в процессе занятий, расширение диапазона возможных вариантов поведения членов семьи в трудных ситуациях.
Коммуникативный блок решает задачу установления оптимальных взаимоотношений между участниками коррекционного процесса, т.е. между родителями, детьми и другими членами семьи. Кроме того, он формирует новые приемы и способы поведения и общения между членами семьи.
Реконструктивный блок семейной психокоррекции решает задачу коррекции неадекватных эмоциональных реакций, и обучает нахождению необходимых форм эмоционального реагирования.
Коррекция достигается с помощью психодраматических разыгрываний конфликтов – родители и дети меняются ролями. После такой психодрамы члены семьи вместе обсуждают проблему.
Все блоки психокоррекции, выделенные И.И. Мамайчук, представляют собой единый, взаимосвязанный психокоррекционный комплекс.
Процесс психокоррекции состоит из трех этапов – установочно-диагностический, собственно коррекция, закрепляющий этап.
Ориентиром при разработке психокоррекционных технологий должны быть клинико-психологические и личностно уровневые характеристики семьи.
В семейной психокоррекции выделяют направления – коррекцию детско-родительских отношений, коррекцию супружеских отношений, психокоррекцию постразводной ситуации, коррекцию сексуальных проблем.
Функциональная и дисфункциональная семья
Для функциональной или здоровой семьи характерна гибкая иерархическая структура власти. В ней четко и ясно сформулированы семейные правила, сильна родительская коалиция, границы между поколениями не повреждены.
В здоровой семье открыты семейные правила, существует четкая дистанция между поколениями. Функциональная семья выполняет свои функции дифференцированно и ответственно.
Стабильный брак имеет характерные признаки – терпимость и уважение друг к другу, честность в отношениях, желание быть вместе, сходство ценностных ориентаций и интересов.
Полной противоположностью является дисфункциональная семья, которая не может обеспечить личностного роста своих членов. Дисфункциональные семьи отрицают любые существующие у них проблемы, семейные роли ригидные, индивидуальные потребности приносятся в жертву потребностям семьи в целом, а чувство стыда используется для мотивации индивидуального поведения.
Как правило, в дисфункциональных семьях возникают проблемы, связанные с ошибочным выбором партнера, незавершенными отношениями с родителями, утратой иллюзий, супружеской изменой и угрозой развода и др.
Проблемы семьи – это ситуации, когда семья сталкивается с определенными и значительными трудностями при принятии решений. Когда семья не умеет обсуждать и решать проблемы, включая семейные, в условиях отсутствия навыков, то процесс их решения осложняется и затягивается.
Причинами отсутствия навыков могут быть традиции, особенности социального слоя, культурный уровень семьи, нарушение информационных, эмоциональных процессов.
Для современной семьи характерны достаточно острые семейные проблемы – с одной стороны, а с другой стороны - пока нет развитой теории и практики семейной психокоррекции, хотя увеличивается количество различных техник и процедур в работе с семьей.
Надо сказать, что помощь, предоставляемая каждой конкретной семье, будет зависеть от конкретной ситуации.