Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая коррекция психосоматических расстройств в состоянии эмоционального стресса

Все предметы / Психология / Психологическая коррекция психосоматических расстройств в состоянии эмоционального стресса
Определение 1

Психосоматические расстройства – это проявляющиеся в форме соматических, но имеющие психогенное происхождение функциональные нарушения и заболевания.

Особенности эмоционального стресса

Значение эмоций в развитии психофизиологических соотношений в виде системы взаимодействия психических и биологических факторов должно определяться тем фактом, что эмоции выступают в качестве субъективного переживания индивидуально значимых стимулов. Они состоят из реакций со стороны соответствующих физиологических систем. С учетом данного обстоятельства проводились исследования механизмов патофизиологических эффектов эмоций.

Эмоциональный стресс присутствует в том случае, когда эмоция начинает приобретать силу и (или) длительность. Далее возможности человека оказываются недостаточными, и он не может самостоятельно восстановить психическое равновесие с помощью разрешения стрессогенной ситуации. Как правило, это решается с помощью воздействия на данную ситуацию с целью устранения стрессогенного фактора с помощью изменения отношения.

Способы, посредством которых человек может справиться с эмоциональными проблемами, как и их эффективность, обладают важным значением для состояния его здоровья. Данные способы включены в процесс преодоления стрессового состояния и характеризуют сущность психической адаптации. В случае, когда психическая адаптация недостаточно эффективна, физиологические аспекты эмоций при эмоциональных стрессах способны приобретать патогенетическое значение в развитии психосоматических нарушений.

Коррекция психосоматических расстройств на разных этапах эмоционального стресса

Эмоциональный стресс заключается в мобилизации всех систем организма. Она готовит человека к физической деятельности. В случае с хроническим воздействием стрессогенного фактора начальный этап стресса представляет собой стадию тревоги, которую можно скорректировать.

Для стадии тревоги характерны типичные изменения гуморального регулирования и транзиторные вегетативные реакции (как правило, со стороны сердечно-сосудистой системы). Если не откорректировать эту стадию, то она переходит в этап сопротивления. Хроническая вегетативно-гуморальная активация здесь проявляется через симптомы вегетативной дистонии, что служит основанием для развития более выраженных психосоматических расстройств.

Готовые работы на аналогичную тему

Коррекции также должны подвергаться нагрузки. Это обусловлено тем, что в условиях современного социума психические нагрузки существенно преобладают над физическими. Особенно это видно на том примере, что человек реагирует не только на реальную и текущую ситуацию, но и на воображаемую опасность, мучительные воспоминания и множество отрицательно окрашенных сообщений со стороны СМИ.

В итоге происходит истощение возможностей резистентности, и возникает этап истощения. Под воздействием продолжающихся эмоциональных нагрузок развиваться начинают разные психосоматические расстройства. При коррекции следует учесть, что их формирование и характер зависят от следующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность,
  • Недостаточность тех или иных систем организма,
  • Особенности личности.

В развитии психосоматических расстройств особенно важно, что при наличии эмоционального стресса изменения можно отметить во всей многоуровневой системе регулирования психофизиологических соотношений. На различных ступенях данной системы подобное регулирование происходит главным образом с помощью психологических или физиологических механизмов.

Реализация психологических механизмов происходит на следующих уровнях: социально-психологический (включает межличностные отношения, социальные отношения), психологический (аспекты личности и актуальное психическое состояние). Реализация физиологических механизмов осуществляется на уровне интегративных церебральных систем, исполнительной системы или периферических вегетативных, гуморальных и моторных механизмов.

Избежать последствий эмоционального стресса, включая те, которые ведут к психосоматическим нарушениям, можно при устранении внешнего источника стрессогенных факторов или с помощью изменения отношения к ситуации.

Устранить внешний источник можно через активное воздействие на среду или через уход из фрустрирующей ситуации (например, смена образа жизни, вида или характера деятельности, исключение нежелательных контактов). Изменение отношения к ситуации достигается при участии психологических защит так называемые механизмы интрапсихической адаптации. Благодаря им происходит блокировка восприятия или осознания стимулов, которые вызывают тревогу.

Для коррекции также необходимо сузить круг стрессоров, уменьшая интенсивность заблокированных потребностей. Так происходит изменение их значения или путей удовлетворения, интерпретации происходящих событий. При действии психологических защит заменяется восприятие, переработка и использование получаемых сведений так, что минимизируется уровень тревожности и уменьшается вероятность появления нежелательных эмоций.

Психологические защиты способны значительно определять психическую деятельность человека, так как представляют собой важные факторы, которые участвуют в развитии личности. Они играют большую роль в адаптации человека к социальной среде, способствуя выстраиванию адекватного и социально успешного поведения.

Защиты обеспечивают относительное или временное смягчение эмоционального стресса с помощью следующих коррекционных мероприятий:

  • Ограничение поведения,
  • Умеренное снижение качества жизни,
  • Минимизация общественно полезного функционирования.

Из всего разнообразия психологических защит, которые значимы для формирования психосоматических нарушений, важнейшей считается соматизация тревоги.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис