Основы коррекции и реабилитации трудных подростков
Психологическая коррекция и реабилитация трудных подростков – это комплекс психологических и социально-педагогических процедур, направленных на регуляцию моральных ориентаций, мотивации, важнейших личностных установок и общего поведения отдельного подростка.
Психологический контроль и оказание трудному подростку своевременной психологической помощи должны осуществляться в совокупности и во взаимодействии друг с другом, иначе не будет ожидаемого эффекта.
Наиболее востребованными являются те методы коррекции, которые доступны для понимания трудному подростку. Как показывает практика психологической коррекции и реабилитации трудных подростков к таким методам относятся:
- Методы общественного воздействия, направленные на исправление активно-волевых дефектов, устранения страхов и тревоги. Например, это может быть методика игнорирования, методика культуры здорового смеха и т.п.
- Методы, направленные на исправление внешних признаков отклоняющегося поведения, которое присуще трудным подросткам. Коррекция осуществляется посредством воспитания трудом и последующих методов рациональной организации коллектива трудных подростков.
- Методы, направленные на практическое исправление личности трудного подростка. Например, использование методик по освоению навыков самовнушения; методики, основанные на гипнозе и психоанализе.
- Методы, направленные на разрушение определенных негативных черт личности подростка. Например, это может быть метод по реконструкции характера.
- Метод по быстрой перестройке мотивационной сферы трудного подростка и ведущих принципов его самосознания. Осуществляется это посредством переосмысления собственных достоинств и недостатков, переориентации своего сознания, проговаривания и осознания негативных сторон личности.
- Методика по практической перестройке собственного жизненного опыта. Данная методика подразумевает установление определенных ограничений и предписаний, осуществление переучивания и переход на положительный регламент образа жизни.
- Методы, направленные на порицание негативных моделей поведения и поощрение положительного поведения.
Этапы психологической коррекции и реабилитации трудных подростков:
- Точная формулировка и постановка психологической проблемы, имеющейся у трудного подростка.
- Выдвижение предположений о возможных причинах возникновения психологических проблем у трудного подростка.
- Осуществление диагностики.
- Осуществление подбора эффективных методов, которые будут использоваться в коррекции и реабилитации трудных подростков.
- Непосредственное проведение коррекционной работы, посредством подобранных методов и методик.
- Разработка индивидуальной психокоррекционой программы, которая будет реализована в последующем с подростком.
- Организация целенаправленной и систематической психологической работы с трудными подростками.
- Осуществление контроля за результатами психологической коррекционной работы и организации реабилитации трудных подростков.
Таким образом, основная работа специалиста в рамках психологической коррекции и реабилитации с трудными подростками, в первую очередь направлена на выявление и устранение глубинных причин возникновения психологических проблем и развития девиантного поведения. Кроме того, специалист занимается выяснением мотивации поведения подростка, методов и средств, которые он использует, чтобы утвердится в обществе.
Роль семьи в психокоррекции и реабилитации трудных подростков
Особая роль в психологической коррекции и реабилитации трудных подростков отводится их семьям. Это связано с тем, что зачастую именно в семье скрыты причины, вызвавшие проблемы у подростка.
В настоящее время психологами выделены следующие виды семей, имеющих неблагоприятную атмосферу:
- Семьи с неблагоприятной атмосферой, наполненной грубостью и равнодушием со стороны родителей по отношению к своим детям.
- Семьи без эмоционального контакта между ее членами.
- Семьи с нездоровой нравственной атмосферой.
Психологи выделяют 4 неблагоприятные для подростка ситуации в семье:
- Различная степень родительской гиперопеки.
- Гипоопека со стороны родителей, которая очень часто переходит в безнадзорность.
- Ситуация, когда в семье имеется «кумир».
- Ситуация, когда в семье создается «Золушка»
Эффективность психологической коррекции и реабилитации трудного подростка во многом зависит от контакта специалиста с семьей.
Необходимо проводить следующую работу с родителями «трудных» подростков:
- Подробно информировать родителей об уникальных особенностях трудного подростка.
- Обучать родителей распознавать появление собственных пагубных состояний, возникающих при общении агрессивными подростками, а также доступным приемам восстановления психологического равновесия.
- Обучать родителей навыкам свободного, «ненасильственного» общения, активного слушания, непринужденному общению без угроз и приказов.
- Отрабатывать навыки продуктивного сотрудничества с агрессивными подростками при помощи специальных ролевых игр и моделирования ситуаций.
- Вырабатывать единые правила и требования воспитания.
- Отказ от традиционных методов наказания, переход к способам убеждения и активного поощрения.
Советы родителям по отношению к трудному подростку:
- Установить в семье правила, которые запрещают решать проблемы или выказывать свое плохое настроение посредством драки. В случае, если подросток выказывает драчливое поведение, напоминать ему о правиле.
- Совместно с подростков выработать альтернативу его «трудному» поведению, на основании развития у него чувств эмпатии и сопереживания.
- Обучать подростка методам положительного выражения своих эмоций, даже если они негативные.