Ранний детский аутизм
Под аутизмом понимается расстройство психического и психологического развития с явно выраженным дефицитом эмоциональных проявлений, сужением сферы общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Данные признаки проявляются в возрасте до 3-х лет и тесно связаны с генами, которые оказывают влияние на созревание синаптических связей в головном мозге.
Этиология заболевания очень сложная и специалисты точно пока не знают, что в большей степени оказывает влияние на возникновение расстройств аутистического спектра – взаимодействие множества генов или редко возникающие мутации.
Изменения при аутизме отмечаются во многих участках головного мозга, но как идет их развитие пока неясно. Признаки расстройства родители замечают в первые два года жизни ребенка.
Сегодня существуют методы в значительной степени улучшающие состояние ребенка, но перейти к самостоятельной жизни по достижении 18-ти лет, удается немногим, хотя некоторые добиваются успеха.
Аутизм классифицируется как заболевание нервной системы и проявляется в задержке развития, нежелании контактировать с окружающими.
При аутизме выделяются три группы расстройств:
- нарушения в социальном взаимодействии;
- нарушения воображения и коммуникабельности;
- суженные интересы и активность.
Для детского аутизма в клинической картине и в психологической структуре нарушений характерна сложность и дисгармоничность – это редкая патология развития.
В клинических вариантах признаками аутизма являются:
- отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- обособленность от окружающего мира;
- слабость эмоциональной реакции даже к матери;
- неспособность различать одушевленные и неодушевленные предметы;
- большая чувствительность к слабым раздражителям;
- предпочтительность неизменности окружающего, боязнь нового;
- однообразное поведение с примитивными движениями;
- разнообразные речевые нарушения, иногда полная утрата речи;
- непереносимость взгляда в глаза.
В зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешним миром специалисты выделяют 4 группы аутичных детей:
- дети с очень глубокой аффективной патологией, не нуждающиеся в контактах, с полным отсутствием навыков самообслуживания, поэтому нуждающиеся в постоянном уходе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является отрешенность от внешней среды;
- дети с более целенаправленным поведением, самыми простейшими стереотипными реакциями и речевыми штампами. Ведущим патопсихологическим синдромом детей этой группы является отвержение окружающей реальности;
- дети с большой произвольностью в поведении для которых характерны более сложные формы аффективной защиты, при полноценной коррекции они могут обучаться во вспомогательной школе. Ведущим для них патопсихологическим синдромом является замещение с целью противостояния аффективной патологии;
- дети с менее глубоким аутистическим барьером и меньшей патологией в аффективной и сенсорной сфере, речь их менее штампована, сформированы навыки самообслуживания, поэтому при адекватной психокоррекции они могут обучаться в массовой школе.
Способы психокоррекции раннего аутизма у детей
В реабилитации аутичных детей основным моментом должны стать лечебная организация и социально-психологическое сопровождение, которое заключается в психокоррекции.
Она должна складываться контактом со взрослыми, смягчением эмоционального и сенсорного дискомфорта и страхов, навыками взаимодействия, формированием целенаправленного поведения.
Программы для таких детей должны ориентироваться на специфику аффективной патологии.
В традиционном плане выделяют 2 группы детей - с хорошо выраженным искажением эмоционально-волевого либо когнитивного развития.
Психокоррекционная работа с аутичными детьми имеет следующие основные направления – ориентация ребенка на внешний мир и обучение простым навыкам контакта, обучение более сложным формам поведения и развитие самосознания.
Для преодоления отрицательных форм поведения, таких, как агрессия и негативизм, у аутичных детей должен быть четкий распорядок дня.
Психокоррекционные занятия для детей - аутистов состоят из 4-х основных блоков:
- диагностико-консультативный,
- ориентировочный,
- основной коррекционный,
- закрепляющий.
Такие занятия проводились в течение нескольких лет на базе Ленинградского психолого-педагогического центра. Все блоки этих занятий имеют свои задачи.
Для первого блока характерно знакомство специалиста с семьей ребенка и с ребенком, для детей 3-й и 4-й группы проходит психодиагностика, изучаются медицинские документы.
Главным диагностическим критерием является наблюдение.
На втором этапе идет подбор группы для ребенка, устанавливается эмоциональный контакт ребенка с психологом и с членами группы. Этап включает в себя игры, цель которых – исправление аффективных и интеллектуальных нарушений.
К основным относятся такие игры, как «Ручки», «Отойди и подойди», «Хоровод», «Качание в одеяле», «Догонялки», «Птички», «Обезьянка» и др.
Третий этап психокоррекции предполагает переход от манипулятивной к сюжетно-манипулятивной игре, с последующим включением новых игровых действий.
На четвертом этапе происходит формирование положительных эмоциональных контактов между детьми, преодоление негативных эмоциональных переживаний, закрепление усвоенных форм поведения и общения.
В зарубежной психологической практике большую популярность имеет холдинг-терапия, в основе которой лежит концепция, рассматривающая ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения связей между матерью и ребенком.
При аутизме данная терапия носит принудительный характер контакта ребенка с матерью.
Новым и ещё не изученным способом работы с аутичными детьми является робот, предназначенный для обучения детей социальным навыкам.
Психологическая помощь семье в воспитании аутичного ребенка
Очень важной является работа с родителями аутичного ребенка, которые часто лишаются поддержки знакомых и даже близких людей.
Семья испытывает стресс от нездорового интереса и агрессивной реакции людей на ребенка в общественных местах.
Над межличностными отношениями в семье психолог строит свою работу в плане мать – ребенок-аутист, мать – отец, мать – здоровый ребенок и другие члены семьи.
Данная работа необходима для того, чтобы создать оптимальную психологическую обстановку в семье.
Сплоченность семьи, включенность в семейные проблемы всех членов семьи оказывают влияние на её выносливость и успешность адаптации.
К основным направлениям помощи семье относятся психотерапия членов семьи, ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка-аутиста, составление индивидуальной программы обучения и воспитания в домашних условиях.
Проблемой для такой семьи является перераспределение ролей – один родитель постоянно находится с ребенком, другой работает и оба чувствуют себя «перегруженными».
В результате происходит нарастание напряжения в супружеских отношениях.
Может возникнуть и другая проблема во внутрисемейных отношениях – это отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиски «виноватого» в заболевании ребенка.
Ломается привычный образ жизни из-за эмоционального напряжения, возникает ощущение невостребованности, ненужности.
При такой ситуации психологическая поддержка будет заключаться в переформулировании жалоб родителей, совместном проговаривании создавшейся проблемы, планировании конкретных шагов, направленных на сближение с родственниками.
Помощь психолога при признаках эмоционального шока и дезориентации родителей направляется на контакт родителя с реальностью, налаживание контакта с другими родителями, имеющими такую же проблему.
Проблемой для родителей с аутичным ребенком является ограничение семейного отдыха и досуга и здесь тоже есть свои аспекты – разобщенность семьи, отсутствие достаточных денежных средств, особое поведение ребенка и др.
Поиску внутренних ресурсов семьи для решения проблемы тоже должен способствовать специалист.