Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологическая коррекция аутизма

Ранний детский аутизм

Определение 1

Под аутизмом понимается расстройство психического и психологического развития с явно выраженным дефицитом эмоциональных проявлений, сужением сферы общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Данные признаки проявляются в возрасте до 3-х лет и тесно связаны с генами, которые оказывают влияние на созревание синаптических связей в головном мозге.

Замечание 1

Этиология заболевания очень сложная и специалисты точно пока не знают, что в большей степени оказывает влияние на возникновение расстройств аутистического спектра – взаимодействие множества генов или редко возникающие мутации.

Статья: Психологическая коррекция аутизма
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Изменения при аутизме отмечаются во многих участках головного мозга, но как идет их развитие пока неясно. Признаки расстройства родители замечают в первые два года жизни ребенка.

Сегодня существуют методы в значительной степени улучшающие состояние ребенка, но перейти к самостоятельной жизни по достижении 18-ти лет, удается немногим, хотя некоторые добиваются успеха.

Аутизм классифицируется как заболевание нервной системы и проявляется в задержке развития, нежелании контактировать с окружающими.

При аутизме выделяются три группы расстройств:

  1. нарушения в социальном взаимодействии;
  2. нарушения воображения и коммуникабельности;
  3. суженные интересы и активность.

Для детского аутизма в клинической картине и в психологической структуре нарушений характерна сложность и дисгармоничность – это редкая патология развития.

В клинических вариантах признаками аутизма являются:

  • отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • обособленность от окружающего мира;
  • слабость эмоциональной реакции даже к матери;
  • неспособность различать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • большая чувствительность к слабым раздражителям;
  • предпочтительность неизменности окружающего, боязнь нового;
  • однообразное поведение с примитивными движениями;
  • разнообразные речевые нарушения, иногда полная утрата речи;
  • непереносимость взгляда в глаза.
«Психологическая коррекция аутизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешним миром специалисты выделяют 4 группы аутичных детей:

  1. дети с очень глубокой аффективной патологией, не нуждающиеся в контактах, с полным отсутствием навыков самообслуживания, поэтому нуждающиеся в постоянном уходе. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является отрешенность от внешней среды;
  2. дети с более целенаправленным поведением, самыми простейшими стереотипными реакциями и речевыми штампами. Ведущим патопсихологическим синдромом детей этой группы является отвержение окружающей реальности;
  3. дети с большой произвольностью в поведении для которых характерны более сложные формы аффективной защиты, при полноценной коррекции они могут обучаться во вспомогательной школе. Ведущим для них патопсихологическим синдромом является замещение с целью противостояния аффективной патологии;
  4. дети с менее глубоким аутистическим барьером и меньшей патологией в аффективной и сенсорной сфере, речь их менее штампована, сформированы навыки самообслуживания, поэтому при адекватной психокоррекции они могут обучаться в массовой школе.

Способы психокоррекции раннего аутизма у детей

В реабилитации аутичных детей основным моментом должны стать лечебная организация и социально-психологическое сопровождение, которое заключается в психокоррекции.

Она должна складываться контактом со взрослыми, смягчением эмоционального и сенсорного дискомфорта и страхов, навыками взаимодействия, формированием целенаправленного поведения.

Программы для таких детей должны ориентироваться на специфику аффективной патологии.

В традиционном плане выделяют 2 группы детей - с хорошо выраженным искажением эмоционально-волевого либо когнитивного развития.

Психокоррекционная работа с аутичными детьми имеет следующие основные направления – ориентация ребенка на внешний мир и обучение простым навыкам контакта, обучение более сложным формам поведения и развитие самосознания.

Для преодоления отрицательных форм поведения, таких, как агрессия и негативизм, у аутичных детей должен быть четкий распорядок дня.

Психокоррекционные занятия для детей - аутистов состоят из 4-х основных блоков:

  • диагностико-консультативный,
  • ориентировочный,
  • основной коррекционный,
  • закрепляющий.

Такие занятия проводились в течение нескольких лет на базе Ленинградского психолого-педагогического центра. Все блоки этих занятий имеют свои задачи.

Для первого блока характерно знакомство специалиста с семьей ребенка и с ребенком, для детей 3-й и 4-й группы проходит психодиагностика, изучаются медицинские документы.

Главным диагностическим критерием является наблюдение.

На втором этапе идет подбор группы для ребенка, устанавливается эмоциональный контакт ребенка с психологом и с членами группы. Этап включает в себя игры, цель которых – исправление аффективных и интеллектуальных нарушений.

К основным относятся такие игры, как «Ручки», «Отойди и подойди», «Хоровод», «Качание в одеяле», «Догонялки», «Птички», «Обезьянка» и др.

Третий этап психокоррекции предполагает переход от манипулятивной к сюжетно-манипулятивной игре, с последующим включением новых игровых действий.

На четвертом этапе происходит формирование положительных эмоциональных контактов между детьми, преодоление негативных эмоциональных переживаний, закрепление усвоенных форм поведения и общения.

В зарубежной психологической практике большую популярность имеет холдинг-терапия, в основе которой лежит концепция, рассматривающая ранние детские эмоциональные расстройства как результат нарушения связей между матерью и ребенком.

При аутизме данная терапия носит принудительный характер контакта ребенка с матерью.

Новым и ещё не изученным способом работы с аутичными детьми является робот, предназначенный для обучения детей социальным навыкам.

Психологическая помощь семье в воспитании аутичного ребенка

Очень важной является работа с родителями аутичного ребенка, которые часто лишаются поддержки знакомых и даже близких людей.

Семья испытывает стресс от нездорового интереса и агрессивной реакции людей на ребенка в общественных местах.

Над межличностными отношениями в семье психолог строит свою работу в плане мать – ребенок-аутист, мать – отец, мать – здоровый ребенок и другие члены семьи.

Данная работа необходима для того, чтобы создать оптимальную психологическую обстановку в семье.

Сплоченность семьи, включенность в семейные проблемы всех членов семьи оказывают влияние на её выносливость и успешность адаптации.

К основным направлениям помощи семье относятся психотерапия членов семьи, ознакомление родителей с психическими особенностями ребенка-аутиста, составление индивидуальной программы обучения и воспитания в домашних условиях.

Проблемой для такой семьи является перераспределение ролей – один родитель постоянно находится с ребенком, другой работает и оба чувствуют себя «перегруженными».

В результате происходит нарастание напряжения в супружеских отношениях.

Может возникнуть и другая проблема во внутрисемейных отношениях – это отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиски «виноватого» в заболевании ребенка.

Ломается привычный образ жизни из-за эмоционального напряжения, возникает ощущение невостребованности, ненужности.

При такой ситуации психологическая поддержка будет заключаться в переформулировании жалоб родителей, совместном проговаривании создавшейся проблемы, планировании конкретных шагов, направленных на сближение с родственниками.

Помощь психолога при признаках эмоционального шока и дезориентации родителей направляется на контакт родителя с реальностью, налаживание контакта с другими родителями, имеющими такую же проблему.

Проблемой для родителей с аутичным ребенком является ограничение семейного отдыха и досуга и здесь тоже есть свои аспекты – разобщенность семьи, отсутствие достаточных денежных средств, особое поведение ребенка и др.

Поиску внутренних ресурсов семьи для решения проблемы тоже должен способствовать специалист.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot