Понятие «Семья»
Семья – это базовая ячейка общества, социальный институт, характеризующийся добровольным вступлением в брак, общностью быта, брачными отношениями.
Человек, существо социальное, поэтому всегда стремится быть частью группы. Удовольствие от одиночества мало кто может получить, поэтому люди выстраивают тесные связи с другими людьми. Данное обстоятельство обуславливается устройством психики человека на уровне инстинктов. Таким образом, семья является одним из способов быть с кем-то в этом мире.
Предки человека, как говорят ученые, жили большими общинами, в которых постепенно стали появляться семьи. Со временем первобытная семья изменила свою организацию, обросла новыми условиями существования, внутренними обязанностями.
Современные научные течения по-разному трактуют определение семьи, социологи, например, под семьей понимают объединение нескольких человек, связанных кровным родством или свои отношения узаконивших в ЗАГСе. По их мнению, семья – это муж и жена. Причем, молодая пара вместе с родителями и детьми тоже называется семьей.
Семья в юриспруденции – это люди, состоящие в официальном браке и совместно проживающие.
Объединив данные определения, можно сказать, что семья – это отдельная ячейка общества, подтвержденная на уровне государства, связанная общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.
Семья имеет свои признаки:
- зарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной;
- совместное проживание и совместный быт;
- совместно приобретенные материальные ценности;
- близкие интимные отношения;
- совместные дети (супруги, не имеющие детей, тоже считаются семьей).
Семья выполняет важные функции и, прежде всего, рождение детей в браке, что обеспечивает продолжение рода. Совместно муж и жена создают и накапливают материальные блага, ведут общее хозяйство, что дает возможность достичь более высокого жизненного уровня.
Очень важной является воспитательная функция, родители должны воспитать в детях морально-нравственные ценности и обучить правилам жизни в обществе. Маленький человек впервые в семье узнает, что значит хорошо и что плохо, учится доброте, справедливости, ответственности, учится ценить поддержку и самому оказывать её. Семья передает ребенку накопленные культурные ценности и семейные традиции, обеспечивая тем самым связь поколений.
В психике человека заложены стремления любить и быть любимым и если эти важные потребности в семье не удовлетворяются, человек сильно страдает.
Психологические особенности семьи
Форма семейной жизни является естественной не только для человека, но и для большинства животных. О сущности семьи и её природе думали мыслители древности, а одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит Платону. Он считал, что государства возникают в результате объединения семей. Подобной точки зрения придерживался и Аристотель.
В современном мире, считает В. Сатир, существует два типа семей – зрелая и проблемная.
Для зрелой семьи характерна особая и неповторимая жизнь. Атмосфера в зрелой семье характеризуется ощущением естественности, честности и любви. Члены такой семьи всегда готовы считаться друг с другом, готовы поделиться чем-то своим и прийти на помощь, если это будет необходимо. Радость и боль проявляются открыто и каждый член такой семьи чувствует себя полноценной личностью и проявляет особую жизненную силу.
Зрелые семьи могут плодотворно и согласовано планировать свою жизнь, а при каких-либо нарушениях плана, спокойно принимают и оценивают эти изменения. На различные жизненные ситуации члены зрелой семьи реагируют без паники и хорошо понимают, что чувства и человеческая жизнь являются самыми важными, чем что-либо другое.
Для детей родители в такой семье не авторитарные руководители, а лидеры-вдохновители, которые свою задачу видят в том, чтобы научить детей оставаться человеком в любой жизненной ситуации. Поведение родителей не расходится со словами, они сообщают детям как негативные, так и позитивные оценки, могут огорчаться, расстраиваться, так же как радоваться и веселиться.
Для благополучных семей, по мнению американского психотерапевта К. Роджерса, положительными характеристиками являются преданность и сотрудничество, открытое самовыражение, самостоятельность и гибкость отношений. В укреплении семейных отношений важным он считал совместное переживание радости, толерантные отношения друг к другу.
Психологическое здоровье семьи – это её важнейшая интегральная характеристика. Психологическое здоровье, считает он, это показатель социально-психологической активности членов семьи, как внутри семьи, так и в социальной и профессиональной сфере. Психологическое благополучие семьи обеспечивает адекватную регуляцию поведения и деятельности. Психологическое здоровье семьи отражает качественную сторону социальных и психолого-педагогических процессов, протекающих в ней.
Для проблемной семьи характерна атмосфера неудобства и дискомфорта, члены семьи могут быть слишком вежливы друг с другом, но сильно холодны и всем тоскливо.
В проблемной семье царит ощущение тяжести, напряженности, неустойчивости, скрытности, что хорошо отражается на лицах, которые чаще всего бывают угрюмыми, печальными, глаза смотрят в пол и не видят никого вокруг себя. Родители часто противоречат своим ловам и действиям, например, объясняют детям, что нельзя огорчать и обижать друг друга, но сами постоянно шлепают или, даже, бьют детей.
Психологическая характеристика семьи
Характеристика семьи является важным документом для педагогов, психологов, социальных работников, и имеет свою структуру, соблюдение которой позволит оформить её правильно и грамотно.
Существует ряд подготовительных этапов, в результате которых собирается необходимая информация для окончательного варианта.
На первом этапе проводится беседа с учеником, проводится наблюдение за его поведением. Для этого используются психологические методики, цель которых в изучении восприятия ребенком своей семьи, его оценка психологического климата в семье.
Следующий этап связан с посещением этой семьи, обследованием жилищных условий, составлением акта. Во время посещения ребенка важно побеседовать с родителями, оценить их степень участия в школьной жизни ребенка, их заинтересованность в успехах или взволнованность в учебных неудачах.
В беседе с родителями необходимо затронуть и такие вопросы, как участие в родительских собраниях, проверке дневника ребенка. Беседа с родителями строится таким образом, чтобы не вызвать негативную реакцию с их стороны, поэтому изучение места жительства семьи классный руководитель проводит в одиночку и только иногда может привлечь к такому посещению представителя родительского комитета, социального педагога или психолога.
Характеристика начинается с общих данных о семье – ФИО родителей, год рождения, образование, место работы, занимаемая должность, контактные данные. Из других членов семьи называются бабушки, дедушки, братья, сестры, их место жительства.
На основании описания жилищных условий проживания ребенка можно сделать вывод, насколько комфортно ему в этих условиях – есть ли комната для ребенка, место для отдыха. В каком санитарно-гигиеническом состоянии находится жилище, чистота или захламленность помещения, регулярность уборки.
Исходя из этих требований, можно сделать вывод о том, насколько жилище ребенка влияет на успешность его развития.
Важной и более массивной частью характеристики семьи является социальная и психологическая характеристика.
Социальная часть её включает сведения о статусе семьи – полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке.
Материальная обеспеченность зависит от многих факторов и связана с источником дохода – стабильный заработок, выплата алиментов, сезонный труд, наличие безработных в семье, трудоспособность или нетрудоспособность её взрослых членов.
Обеспеченность ребенка необходимыми вещами, едой, школьными принадлежностями. Также важно выяснить наличие финансовых трудностей, хотя не все семьи об этом будут говорить.
Материальное состояние оказывает большое влияние на психологический климат семьи – это удовлетворенность, конфликтность, чувство неполноценности.
Насколько семья устойчива в социальном плане, имеет ли склонность к алкогольной, наркотической зависимости, склонность к правонарушениям, азартным играм.
Кому в семье принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании, например, родители работают за границей, формально являясь воспитателями своего ребенка, а фактически эту роль выполняет бабушка с дедушкой.
К психологической составляющей характеристики относится тип воспитания – либеральный, авторитарный, демократический.
К психологическому климату в семье относится устойчивость, напряженность, стабильность, агрессия, апатия, радость, безразличие, страх, спокойствие и др. Совместный досуг, есть-ли он в семье.
Анализируя данный этап можно сделать вывод – являются ли методы воспитания эффективными и правильными, есть ли педагогическая запущенность.
В блоке оценки влияния семьи на ребенка есть данные об участии родителей в школьной жизни и могут ли родители постоянно контролировать учебную деятельность.
На основании полученных данных делается общий вывод о благополучии или неблагополучии семьи в материальном, психоэмоциональном, социальном плане и на какие моменты родители должны обратить свое внимание.