Дошкольный возраст – это стадия психического развития, которая в отечественной периодизации занимает место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет). В рамках этого возраста выделено три периода: младший, средний и старший дошкольный возраст.
Особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст обладает исключительно важным значением для развития психики и личности ребенка. Это возраст игры, так как игровая деятельность является ведущей в данный период.
Период дошкольного возраста длится с 3 до 7 лет и представляет собой естественное продолжение периода раннего возраста в пределах общей сензитивности, которая осуществляется через реализацию онтогенетического потенциала к развитию. Это возраст, когда дети начинают овладевать социальным пространством человеческих отношений с помощью непосредственного общения с близкими взрослыми и посредством отношений со сверстниками в игре и общении.
В дошкольном периоде продолжается активное совладание с собственным телом (координация движений и действий, формирование образа тела и ценностное отношение к нему). На этой стадии активно развивается речь, способность замещать, осуществлять действия с символами и использовать знаки. У ребенка-дошкольника продолжает свое развитие наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, особенно развивается воображение и память.
В дошкольном возрасте детское самосознание развивается в такой степени, что дает основание рассматривать отдельно детскую личность. Ребенок по завершению дошкольного периода уже может научиться необходимым эмоциям и чувствам, помогающим ему наладить продуктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
В завершение дошкольного возраста дети, как правило, умеют ответственно относиться к результатам собственных действий и поступков. Ответственность способна развивать сопричастность общему делу, вызывает чувство долга. Наряду с развитием ответственности у дошкольника проявляется возможность давать оценку своим отдельным поступкам и поведению в целом как хорошему, так и плохому, включая его главные мотивы.
Психологическая характеристика дошкольника
Старший дошкольник уже получает возможность осознания нравственного смысла ответственности. В игровой деятельности и в повседневной жизни, в отношениях с взрослыми и другими детьми дошкольник получает важный опыт ответственного поведения. От того, в какой мере развита ответственность как психологическая характеристика, будет зависеть, каким образом ребенок относиться к своим новым обязанностям в школьной жизни.
Эмоционально позитивное отношение к самому себе, которое лежит в основе структуры самосознания личности всех нормально развивающихся детей, способно ориентировать на стремление соответствовать позитивному нравственному эталону. Дошкольник, как правило, эмоционально заинтересован в том, чтобы другие уважали его. По этой причине он осознает необходимость соответствовать положительному этическому эталону.
У дошкольников ответственность формируется в качестве психологической характеристики личности. Это происходит, когда данная потребность приобрела личностный смысл. Детям необходим доброжелательный контроль и положительная оценка взрослых. Правильное поведение в присутствии взрослых людей представляет собой первую стадию морального развития поведения дошкольника.
Потребность соответствовать определенным правилам сейчас уже приобрела личностный смысл для дошкольника, при этом его чувство ответственности самым лучшим образом может раскрыться лишь при условии присутствия взрослого человека.
Как было сказано выше, основная деятельность, в основе которой лежит психологическая характеристика дошкольного возраста, состоит в игре. У младших дошкольников основное содержание игровой деятельности включает воспроизведение предметных действий, не направленных на партнера или на сюжетное развитие.
У среднего дошкольного возраста главное содержание игры представлено отношениями между людьми. Действия могут выполняться не ради их самих, а только для выражения некоторого отношения к другим в зависимости от взятой на себя роли (4-5 лет – это период максимального расцвета ролевой игровой деятельности).
Ввод сюжета и игровой роли существенно увеличивает возможности дошкольника во многих областях психической жизни. В старшем дошкольном периоде суть игры начинает представлять выполнение правил, которые вытекают из взятой на себя роли. Здесь происходит сокращение игровых действий, их обобщение и приобретение ими условного характера. Постепенно ролевая игра меняется на игру по правилам.
Кроме игровой деятельности, для дошкольного возраста характерны и другие формы деятельности:
- Конструирование,
- Лепка и рисование,
- Восприятие рассказов и сказок и др.
Дошкольный возраст представляет собой период фактического становления личности и личностных механизмов поведения. В этот период мотивы и желания детей могут начать формировать систему (иерархию), где выделяются менее и более значимые. В дошкольном периоде дети переходят от импульсивного и ситуативного поведения к личностным поступкам, которые опосредованы соответствующим представлением. Образ результатов действий и поведения может стать регулятором, выступая в качестве обра¬зца. Это особенно ярко проявляется, когда ребенок рисует или конструирует.
У дошкольника наиболее интенсивно развивается воображение и наглядно-образное мышление. Они представляют собой основные формы познания. Для дошкольного периода присущи внеситуативные и речевые формы общения с окружающими. Более богатой и содержательной становится коммуникация детей друг с другом. Сверстники для дошкольников могут стать более предпочитаемыми в качестве партнеров по совместной деятельности. Здесь же формируется мораль, в соответствии с которой ребенок может начинать давать оценку поступкам и качествам других.