Во все времена была актуальна проблема готовности ребенка к школьному обучению. Современные исследователи выяснили, что 30-35% детей приходят в школу неготовыми к обучению. Основной причиной неготовности является низкий уровень «функциональной готовности», то есть несоответствие степени развития мозговых структур и нервно-психических функций задачам школьного обучения.
Исследователи в области детской психологии часто затрагивают проблему готовности к школьному обучению, так как она обусловлена физиологическим, психологическим и социально-личностным развитием ребенка. Данная проблема изучалась Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, В. С. Мухиной и др.
Виды готовности ребенка к обучению
Следует различать педагогическую и психологическую готовность к обучению в школе.
Педагогическая готовность представляет собой уровень информированности ребенка, владение элементарными знаниями (знание букв, цифр, счета). Однако этих навыков не всегда бывает достаточно для школьной успешности.
Для успешного обучения в школе имеет значение психологическая готовность. Она обозначает такой уровень развития ребенка, который включает познавательные и социальные мотивы учения, а также развитие интеллектуальной сферы и самоконтроля.
Критерием готовности к школе выступает внутренняя позиция школьника – это комплекс познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми.
Советский психолог, профессор, доктор педагогических наук Александр Владимирович Запорожец понимает готовность к школьному обучению как целостную систему качеств детской личности, включающая особенность мотивации, уровень развития познавательной, аналитической деятельности, уровень формирования эмоционально-волевой сферы.
Советский психолог Даниил Борисович Эльконин считает, что успешность школьного обучения обеспечивает формирование предпосылок к учебной деятельности. Важными предпосылками учебной деятельности он считает умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение работать по образцу, воспринимать и выполнять инструкции взрослого.
Советский и российский ученый-физиолог, психолог, доктор биологических наук Марьяна Михайловна Безруких определяет готовность ребенка к обучению в школе как уровень психического, морфологического и функционального развития.
Структура психологической готовности к обучению
Надежда Викторовна Нижегородцева и Владимир Дмитриевич Шадриков выделяют 5 блоков важных учебных качеств, которые образуют структуру психологической готовности к обучению:
- Личностно-мотивационный (качества, определяющие отношение к школе и обучению, желание выполнять задания учителя и принимать учебную задачу);
- Принятие учебной задачи (т. е. понимание задач и желание их выполнять, а также стремление к успеху);
- Представление о содержании деятельности и способах ее выполнения (элементарные знания и умения, которыми владеет ребенок перед началом обучения);
- Информационный (качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения);
- Управление деятельностью (качества, обеспечивающие планирование, контроль и самооценку).
Основные компоненты психологической готовности к обучению
Необходимо выделить основные компоненты психологической готовности к обучению.
- физическая готовность – это результат физподготовки, достигнутый при выполнении определенного упражнения. Школьные успехи ребенка зависят от готовности организма к систематическому обучению. В случае если ребенок физически слаб, то ему будет трудно соблюдать осанку за партой, работать на уроке из-за утомляемости.
- мотивационная готовность – это отношение к учебе как к общественно значимому делу, а также стремление к получению знаний. Ребенок должен стремиться к школьной жизни, на такое стремление влияет отношение родителей к учебе, как важной деятельности. Однако влияние имеют и сверстники, ребенок хочет подняться на новую ступень развития в глазах младших. Дети, готовые к обучению в школе, адекватно ведут себя на уроках, соблюдая дисциплину. Педагоги судят о готовности ребенка к школе по его поведению на групповых занятиях.
- умственная готовность – достижение высокого уровня развития познавательных процессов. Дошкольники получают определенный кругозор, запас знаний, им доступно понимание общих принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Ребенок дошкольник, приобретя черты обобщенности, все же мыслит образно, опираясь на реальные действия с предметами и их заместителями. Итог интеллектуального развития дошкольника - высшие формы наглядно-образного мышления.
- интеллектуальная готовность – умение выделять учебную задачу и ее превращение в самостоятельную цель, формирование начальных умений в области учебной деятельности. Развитие интеллекта предполагает появление аналитического мышления, рационального подхода к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение разговорной речью, развитие зрительно-двигательной координации.
- эмоционально-волевая готовность – умение действовать в соответствии с образцом, осуществление сопоставления с ним как с эталоном. Такая готовность считается сформированной, когда ребенок ставит цель, принимает решение, составляет план действий, преодолевает препятствия. Для развития волевых качеств взрослый должен организовывать деятельность ребенка так, чтобы волевое действие зависело от трудности задания и отводимого на него времени.
- готовность к общению – произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками. Развитие способности к общению актуальна и востребована в наши дни, поскольку школа предъявляет к выпускникам ДОУ высокие требования. Готовность к общению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими.
Итак, у ребенка, прежде всего, должно быть желание идти в школу, получать знания, то есть важна мотивационная готовность.