Готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школе – это уровень психологического развития ребенка, достаточный и необходимый для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Вопрос готовности ребенка к школе является актуальным для всех родителей шестилетних детей. С поступлением ребенка в школу меняется его жизнь в физиологической, психологической, социальной сферах.
Значительная часть детей бывает готова к новым жизненным требованиям к 7-ми годам. Другая часть детей, которая в силу ряда причин увеличивается, готова только к 8-ми годам.
Учитывая весь комплекс их возможностей никто из детей не способен безболезненно и успешно пройти школьную адаптацию в 6 лет.
Школьный опыт показывает, что решающую роль в адаптации ребенка играют эмоциональные, коммуникативные и личностные качества ребенка. Достаточное развитие этих качеств в какой-то степени может компенсировать недостаточность физического здоровья и интеллектуальных способностей.
Учителя отмечают две противоположности готовности детей. С одной стороны, ребенок, изначально много не обещающий, может стать не только хорошим учеником, но, впоследствии и отличным специалистом в выбранной профессии. С другой стороны – ребенок, с хорошими физическими и интеллектуальными показателями, может оказаться неуспешным.
Готовность к школе относится к комплексным понятиям, включающим в себя те навыки, которыми ребенок обладает к моменту поступления в школу – это его качества, способности, умения.
Большую помощь школе и своему ребенку оказывают те родители, которые формируют положительное отношение к учебе и поощряют в ребенке желание учиться.
Будущий первоклассник должен уметь играть, от того, насколько он овладел фазой игры, будет зависеть следующая фаза развития – обучение. В игре важными качествами являются, умение соблюдать правила и умение проигрывать. Многие дети выполняют эти моменты с трудом и начинают бурно реагировать, а это говорит о том, что в школе они неизбежно столкнутся с трудностями.
Чтобы полноценно включиться в учебную деятельность и окончательно овладеть игрой, в начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме.
Безусловно, сформировать любовь к школе у ребенка невозможно, потому что нельзя полюбить то, с чем ещё не сталкивался.
До начала учебного года родителям просто надо дать понять ребенку, что учеба является обязанностью любого человека, и от его успехов будет зависеть отношение к нему окружающих.
Структура психологической готовности к школе
В структуре психологической готовности выделяют – личностную, волевую, интеллектуальную и социально-психологическую готовность ребенка.
Личностная готовность выражается в отношении к школе, учебной деятельности, к учителям и самому себе. Здесь важна мотивация ребенка и готовыми считаются те дети, которые понимают, что получат новые знания, чему-то научатся.
Первоклассник должен уже свободно уметь управлять своим поведением, т.е. иметь развитую учебную мотивацию.
К концу дошкольного возраста ребенок имеет уже сформированную волевую готовность к обучению в школе – это внутренние усилия, которые необходимы для выполнения определенной деятельности.
Он уже способен разработать план действий, поставив цель, способен принять решение и приложить свои усилия, для того, чтобы преодолеть какие-то трудности, способен оценить полученный результат.
О том, что ребенок имеет волевую готовность, свидетельствует высокий уровень письма, поддержание порядка на рабочем столе, правильное использование учебных принадлежностей.
Также волевая готовность предполагает умение сдерживать себя, слушать учителя, сосредотачиваться на задании.
Внутренняя позиция школьника складывается при соединении эмоциональной, волевой и мотивационной готовности к школе. Если внутренняя позиция не сформирована, ребенок проявляет детскую непосредственность, которая в конечном итоге приводит к пробелам в знаниях и низкой продуктивности обучения.
Следующим компонентом психологической готовности является интеллектуальная готовность. Под уровнем интеллектуального развития дошкольника понимается количество знаний, объем словарного запаса.
Очень важна для ребенка высокая обучаемость – это умение выделить учебное задание и превратить его в самостоятельную цель деятельности.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает дифференциальное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, рациональный подход, логическое запоминание, овладение разговорной речью на слух, использование символов, развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
При поступлении в школу ребенку важно правильно выговаривать буквы и звуки, владеть высотой, силой и тембром голоса.
Хорошо, если ребенок в общении использует простые и сложные предложения, любит читать, с удовольствием пересказывает прочитанное, знает наизусть небольшие стишки.
Интеллектуальная неготовность приводит к тому, что ребенок не понимает, что говорит учитель, не в состоянии выполнить его требования, а это отражается на успеваемости, отставании по школьной программе и нежелании ребенка ходить в школу.
Большую роль играет социально-психологическая подготовка ребенка, которая предполагает формирование новой социальной роли – роли школьника. Это выражается в серьезном отношении к учебной деятельности и к учителю.
Ребенку, не готовому принять социальную позицию школьника, будет сложно адаптироваться к школе даже в том случае, если он имеет необходимые знания и умения и высокий уровень интеллекта.
Родителям важно сформировать позитивное отношение к школе, правильное отношение к учителю и другим детям.
Таким образом, подготовка к школе является довольно трудоемким процессом, это испытание не только для детей, но и для родителей, поэтому при подготовке к школе важно учитывать психологический, мотивационный, эмоциональный, интеллектуальный аспекты.
Проблемы первоклассников
В жизни ребенка 1 сентября является не только праздником, но и самым критическим периодом его жизни. Малыш сталкивается с проблемами своего нового статуса – статуса школьника.
Рисунок 1. Готовность ребенка к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самыми сложными для ребенка являются первые 2-3 недели. Психологи считают, что именно в это первое время возникает перенапряжение нервной системы, что может стать причиной повышенной утомляемости, головных болей, проблем со сном, ослабления иммунитета.
Ребенок первые недели испытывает психоэмоциональный стресс.
Психологи советуют наладить в этот период режим дня – полноценный сон, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, несложные физические нагрузки.
Следующей проблемой ребенка, считают специалисты, является расторможенность – это рассеянность, суетливость, моторная неловкость, неусидчивость. Третья часть первоклассников сталкивается с этой проблемой. У таких детей не сформирована учебная мотивация, поэтому они не понимает роль учителя, не понимают, зачем ходят в школу.
Здесь опять может помочь режим дня, приобщение ребенка к интеллектуальным играм с правилами.
К новым режимным условиям очень трудно привыкают дети, неуверенные в себе, несамостоятельные, находящиеся под материнской опекой, а страх нового и неизвестного их сильно мучит. В решении этой проблемы необходима совместная работа родителей и ребенка с психологом.
Эмоциональная незрелость ребенка приводит к тому, что он не может длительное время быть ограничен в движениях, ребенку трудно высидеть урок – в этом случае надо развивать волевые качества.
От первоклассника нельзя требовать многого и, прежде всего, того, что он должен быть первым, в результате у него может возникнуть страх перед неуспехом и страх перед наказанием.
Не надо критиковать ребенка, когда он выполняет домашнее задание, обязательно надо найти то, за что его можно похвалить и, конечно же, не отказывать в помощи.
Учитель для первоклассника очень большой авторитет и если малыш не получает доказательств того, что учитель к нему хорошо расположен, является для него большой катастрофой.
Если учитель профессионал, то ребенок постепенно к нему привыкнет.
Важным моментом для первоклассника является его умение общаться, устанавливать дружеские контакты с одноклассниками, подчинять свое поведение правилам коллективной игры, решать конфликты, не используя насильственные действия.
Если ребенок ввязывается в драки и конфликтует с одноклассниками, причину надо искать в семье – именно там находятся истоки агрессивного поведения.
Дети с низкой самооценкой становятся предметом насмешек со стороны одноклассников.
Беспокойство родителей должен вызвать тот факт, что через 1,5-2 месяца ребенок не подружился ни с кем из одноклассников – в этом случае ребенку надо помочь найти друзей.
Родители могут быть спокойны, что ребенок успешно осваивает роль школьника в том случае, если он с удовольствием ходит в школу, не имеет больших сложностей с учебным материалом, тепло отзывается об учителе и одноклассниках, при выполнении домашних заданий не ищет помощи у взрослых.