Общая психологическая характеристика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение подростков – это совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.
Девиантное поведение у подростков проявляется в форме агрессии по отношению к сверстникам и взрослым, ссорами и драками, демонстрацией неповиновения, лживостью и разрушительным поведением, поступками или действиями. Кроме того, девиантное поведение может включать в себя противоправные и антиобщественные поступки. Например, бродяжничество, пропуск уроков в школе, хулиганство, поджоги, воровство и т.д.
Чаще всего девиантное поведение возникает у подростков, которых принято называть «трудными», а также у тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
В психологии принято выделять следующие типы подростков-нарушителей, имеющих девиантный тип поведения:
- Организаторы и инициаторы по созданию асоциальной группы. Чаще всего это достаточно циничные и жестокие подростки, имеющие устойчивый комплекс асоциальных установок. По отношению к окружающим они проявляют агрессивность и паразитизм. Лидерство для них главная цель, к которой они «идут» с использованием всевозможных средств.
- Подростки, которые находятся «во власти примитивных потребностей» - это подростки, которые имеют некоторые зависимости и стремятся их удовлетворить всеми возможными способами (например, пищевые зависимости, алкоголизм, наркомания и т.д.).
- Подростки, имеющие неустойчивое поведение, которое колеблется между позитивными и аморальными побуждениями. Данный тип подростков проявляют противоправное поведение и совершают антиобщественные поступки.
- Безвольные подростки, которые идут «на поводу» у лидеров, не имеют собственного мнения и не способны отстоять свою точку зрения. Зачастую они не склонны к совершению отрицательных поступков, но их склоняют к этому другие.
- Подростки, переживающие постоянные фрустрации и чувство обиды, переоценивающие собственные силы и возможности, считающие себя значительно «выше» других, проявляющие по отношению к окружающим высокомерие, агрессивность, заносчивость и т.д.
Задачи психокоррекции девиантного поведении у подростков
Психокоррекция девиантного поведения у подростков – это сложный процесс, направленный на перестройку и «ломку» устоявшихся систем отношения к жизни и поведения.
Задачи, решаемые психокоррекцией девиантного поведения у подростков:
- Установление ведущих мотивов девиантного поведения, конкретных причин моральных дефектов в личности подростка, которые подлежат коррекции.
- Установление тех жизненных целей, которые наиболее значимы для подростка (его стремления, смысл жизнь, видение будущего и т.д.).
- Установление уровня готовности подростка к сознательному изменению своего поведения, установление наиболее приемлемых положительных форм поведения.
Решение данных задач в рамках психокоррекционной работы предполагает обязательное участие всего педагогического коллектива, при котором каждый из педагогов оказывает определенное воздействие на подростка, руководит его деятельностью, в рамках которой он способен проявить положительные личностные качества.
Для того, чтобы психокоррекционная работа с девиантными подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации была действительно эффективной, необходимо:
- Распознать истинную цель проступков подростка, суть его девиантного поведения.
- Определить наиболее оптимальные способы по немедленному вмешательству в ситуацию, с целью исключения из поведения подростка девиантных действий и поступков.
- Разработка индивидуальной стратегии поведения подростка, с учетом его личностных и индивидуальных особенностей. Стратегия поведения подростка должна быть направлена на постепенное снижение девиантных поступков и поведения, исправление поведения.
Методы психокоррекции девиантного поведения
Основной особенностью психокоррекции девиантного поведения является то, что она организуется с обязательным учетом личностных особенностей подростка и типом девиации. Опираясь на эти сведения, психолог разрабатывает индивидуальную программу психокоррекции, в которую включается комплекс методов и средств.
Основные методы и средства психокоррекции девиантного поведения у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
- Информирование – расширение знаний подростка, повышение его психологической грамотности в сфере вопросов девиантного поведения и выхода из сложной жизненной ситуации.
- Метод аналогий (метафора) – использование в коррекционной работе различных образов, художественных произведений, случаев из реальной жизни и т.д., с целью более красочной иллюстрации рассматриваемого случая или ситуации.
- Установление логических взаимосвязей – совместно с подростком специалист устанавливает последовательность произошедших событий, осуществляет выявление тех факторов, которые послужили их возникновению, уточнение взаимосвязи внутреннего состояния и девиантного действия.
- Логическое обоснование – установление наиболее оптимальных способов решения разнообразных жизненных ситуаций, исключение тех, которые могут привести к девиантному поступку или действию.
- Самораскрытие – косвенное побуждение подростка «стать самим собой». В данном случае допустимо поделиться своим жизненным опытом. К высказываниям и чувствам подростка следует относиться терпимо.
- Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Такие пожелания не должны снижать ответственность подростка.
- Парадоксальная инструкция. Для того, чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, можно предложить ему делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) по крайней мере, три раза.
- Убеждение Психолог, используя понятные подростку аргументы, позволяет ему убедиться (утвердиться) в правильности определенных приемов, мыслей т. п.
- Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений психолог становится образцом для эмоциональной идентификации.