Психокоррекция: общие сведения
Трудовая деятельность предполагает возникновение определенных проблем, которые могут быть связаны с наличием эмоционального напряжения у сотрудников, вероятностью возникновения конфликтов и эмоционального выгорания. Положительное влияние оказывает развитие личности сотрудника, которое помогает повысить сопротивляемость к стрессовым факторам, а также увеличить эффективность работы сотрудника.
В данной статье будут рассмотрены методы психокоррекции и психореабилитации, которые могут применяться для сотрудников предприятий и компаний.
Психокоррекция является одним из видов деятельности практического психолога на ряду с психотерапией и консультированием. Она представляет собой обоснованное воздействие специалиста на определенные проявления желаний, переживаний, познавательных процессов и поведения личности. При этом следует отметить, что это воздействие обусловлена теоретическим представлением о норме этих проявлений.
Специалист производит сопоставление результатов психодиагностики и теоретической информации о закономерностях возрастного развития. На основании этого он составляет определенную программу коррекционной работы.
Стоит отметить вклад в развитие психокоррекции ученого Э. Сегена, который занимался исследованиями умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Согласно его исследованиям, умственно отсталые дети могут добиться определенных результатов в своем психическом развитии, если принять во внимание социальную обусловленность. Это привело к созданию первой школы для умственно отсталых детей.
К специалисту, который занимается психокоррекцией, предъявляются определенные требования, такие как уровень профессиональной подготовки, квалификации и профессиональных навыков.
В настоящее время существует множество определений понятия «психокоррекция». Приведем одно из них.
Психокоррекция – это система мероприятий, которая направлена на коррекцию недостатков развития и поведения личности с использованием определенных средств психологического воздействия.
Социально-психологическая реабилитация – это система мероприятий, которая направлена на коррекцию личностных характеристик или психологических функций субъекта, нарушенных в результате резких изменений социальных отношений или условий жизни человека.
К особенностям психокоррекции относят следующие аспекты:
- Психокоррекция направлена на помощь клинически здоровым людям, которые имеют в своей повседневной деятельности определенные трудности, или которые желают развивать свою личность;
- Психокоррекция ориентируется на здоровую сторону личности независимо от степени нарушения;
- Зачастую психокоррекция больше ориентирована на настоящее и будущее клиента;
- Психокоррекция обычно использует среднесрочную помощь. Здесь следует отметить, что краткосрочная подразумевает около 15 встреч, долгосрочная – несколько лет;
- В психокоррекции отрицается навязывание клиенту определенных ценностей, однако, делается акцент на ценностный вклад психолога;
- Основное направление деятельности – изменение поведения или развитие личности клиента.
Основные принципы составления программы психологической коррекции и реабилитации для сотрудников
Согласно А.А. Осиповой для составления коррекционных программ необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Данный принцип указывает на необходимость наличия в любой программе следующих видов задач: коррекционных, профилактических, развивающих;
- Принцип единства коррекции и диагностики. Показывает целостность оказания психологической помощи и развития клиента;
- Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Существует два типа коррекции, такие как симптоматический и каузальный или причинный. Симптоматическая коррекция стремится устранить внешние стороны развития и симптомы трудностей. Каузальная коррекция направлена на устранение причин образования проблем и отклонений в развитии;
- Деятельностный принцип коррекции. Выражается в определении тактики коррекции и способов достижения поставленных целей;
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данный принцип объединяет в себе требования психического развития клиента принятым нормам, а также признание факта его неповторимости и индивидуальности;
- Принцип комплексности методов психологического воздействия. Предполагает в себе использование всего многообразия техник, методик и приемов практической психологии;
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Здесь учитывается роль ближайшего круга общения в психическом развитии клиента;
- Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При создании программы необходимо опираться на более развитые психические процессы и применять методы, которые их активизируют;
- Принцип программированного обучения. Эффективность программы возрастает, если она состоит из последовательности определенных действий, которые выполняются вначале со специалистом, а затем самостоятельно;
- Принцип возрастания сложности. Данный принцип основан на схеме: от минимально простого до максимально сложного;
- Принцип учета объема и разнообразия материала. Увеличение объема и разнообразия материала следует проводить постепенно. Во время работы переход к новому материалу должен происходить после формирования определенного умения;
- Принцип учета эмоциональной сложности материала. Реализация программы должна проходить на фоне благоприятной эмоциональной обстановки и стимулировать позитивные эмоции у клиента. Важно положительный эмоциональный фон во время завершения занятия.
Таким образом, программа должна иметь определенную обоснованность. Важную роль при ее реализации играет правильная, объективная и комплексная оценка результатов психологической диагностики. Она должна стремиться к качественному преобразованию функций и развитию способностей клиента.