Вклад У. Р. Биона в психоанализ
Психоанализ – это разработанная З. Фрейдом теория, а также метод устранения психологических проблем.
Теория Фрейда появилась на рубеже XIX и XX века и была поддержана в широких научных кругах.
Что касается современного психоанализа, то он значительно шире первоначальной теории. Основные положения психоанализа сводятся к тому, что:
- в процессе конфликта сознательного и бессознательного могут возникнуть неврозы, страхи, депрессии;
- поведение человека, его опыт и знания формируются на основе иррациональных бессознательных влечений;
- при осознании этих влечений индивид «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания;
- через осознание можно нейтрализовать влияние бессознательного.
Психоанализ, таким образом, является терапией решения проблем.
Что касается У. Биона, то он впервые в психоанализе создал оригинальную концепцию мышления, шизофренического мышления и языка, что было главным его достижением.
Рисунок 1. У. Р. Бион. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фундаментом взглядов У. Биона на психоанализ были взгляды З. Фрейда и М. Кляйн, а основными его интересами являлись:
- групповая психодинамика,
- психоаналитическая коррекция психотических образований,
- развитие процессов мышления и познания.
Среди других разработок Биона можно назвать:
- концепцию психотической и непсихотической части личности, психозов, их разума и мира;
- собственную теорию анализа групп, групповой динамики, исследования групповых феноменов;
- теорию познания, обучения через опыт переживания;
- теорию психических трансформаций;
- концепцию пренатального уровня сознания.
Развивая теорию З. Фрейда о сновидениях, Бион предложил концепцию мыслей, рожденных сном наяву.
У. Биона считают продолжателем идей З. Фрейда и М. Кляйн. Взяв за основу идеи этих ученых, он не только развил их, но и по- новому скомпоновал, создав таким образом, основание для собственных открытий.
В своих работах он в целом опирался на принципы, теории и конструкты классического психоанализа. Им был внесен существенный вклад в развитие теорий З. Фрейда о двух принципах психического функционирования в терминах Эго и онтогенеза и превратностей процессов аппарата мышления. Внимание Фрейда было сосредоточено на невротических отклонениях, в то время как У. Бион, расширив концептуальные и методологические рамки психоанализа, включил в него психотические феномены.
Бион по-новому смотрел на методологию, философию и их применение в клинической практике – под психоаналитическую теорию и технику он подвел научный базис, в основании которого лежали физико-математические модели, например, моделирование психоаналитических концепций и математическое моделирование.
Для обозначения основных психоаналитических теорий и понятий У. Бион создал собственный арсенал символов.
«Концепция мышления» У. Биона
У. Бион считал, что мышление зависит от функционирования главных психических образований – образования мыслей и образования аппарата, который он условно назвал мышлением.
По его мнению, мышление возникает, когда необходимо справиться с мыслями. Исходя из истории их образования, он делит мысли на преконцепции, концепции или мысли и понятия, которые представляют собой поименованные, а значит закрепленные концепции или мысли.
Преконцепция с реализацией в своем сочетании вызывают концепцию. По аналогии с Кантом, преконцепция является понятием «пустых мыслей». Например, младенец имеет врожденную предрасположенность ожидания груди матери – это преконцепция, а когда он входит в контакт с грудью, образуется концепция.
У. Бион делает вывод, что концепции устойчиво сочетаются с эмоциональным переживанием удовлетворения.
Термин «мысль» он ограничивает сопряжением преконцепции с фрустрацией и в предлагаемой им модели (это младенец), ожидание груди сопряжено с реализацией отсутствия груди – сопряжение переживается ребенком внутри как «нет груди».
Насколько ребенок способен выносить фрустрацию, т.е. неудовлетворенность, является следующим шагом и будет зависеть от того, какое решение будет принято – уклониться от фрустрации или модифицировать её.
Способность к неудовлетворенности, т.е. к фрустрации, дает возможность психике образовать мысль, благодаря которой выносимая фрустрация будет более выносимой. Психика будет стоять перед выбором уклонения от фрустрации или её модификации в том случае, если способность выносить фрустрацию развита недостаточно.
Весы будут склоняться в сторону уклонения от фрустрации при неспособности её выносить. В результате происходит уклонение от хода событий и то, что должно было быть мыслью, становится плохим объектом – происходит нарушение развития аппарата для мышления. Если отмечается не очень большая непереносимость фрустрации, то главной целью будет модификация.
Образование мыслей и способности к мышлению будут затруднены при неспособности выносить фрустрацию, хотя способность к мышлению ослабляет её ощущение.
Сопряжение преконцепции и её реализации воспроизводит историю преконцепции в более сложной форме.
Не всегда концепция может быть реализована. Человек, который может выносить фрустрацию, сопряжение негативных или позитивных концепций и реализаций, запускает процедуры, необходимые для научения на собственном опыте.
В том случае, когда непереносимомть фрустрации не так велика для активизации механизмов уклонения и в то же время очень велика, чтобы выдержать принцип реальности, у личности развивается всемогущество в качестве заместителя сопряжения преконцепции или концепции с негативной реализацией.
Задействуется при этом допущение всезнания как заместителя научения с помощью мыслей и мышления из своего опыта – не происходит психической деятельности в различении истины и лжи.
Различение между истиной и ложью всезнание замещает диктаторским утверждением, что это морально, значит правильно, а это – неправильно.
Мораль, возникшая таким образом, превращается в функцию психоза.
Между утверждением истины и утверждением морального превосходства существует потенциальный конфликт – экстремизм одного заражает другое.
Источник и природа мышления
Все теории, которые касались вопроса мышления, У. Бион сформулировал по-новому.
Постулаты исходных понятий были основаны на допущении, что «обдумывание» является функцией личности. Данная функция – это результат взаимодействия различных факторов.
Для развития своих гипотез У. Бион предложил «теорию функций». Эта теория связана с использованием моделей и может быть приложена к аналитическим ситуациям разного типа.
В своей психоаналитической теории У. Бион использует термины – функция и фактор, для того, чтобы определить характеристики функций личности.
Он не сужает тех значений этих терминов, которые используются в математической логике.
Инструментом психоаналитической работы он рассматривает «теорию функций» и теорию «альфа-функций», которые позволяют специалисту работать, не выдвигая преждевременно новых теорий.
Понятие «альфа-функции» он исследует в области, включающей в себя процессы мышления и их проявление. Эта теория включает в себя гипотезы, объясняющие возникновение этих процессов, как они могут применяться к пониманию способности думать и к нарушениям мышления.
Клинический терапевт может наблюдать в своей практике различные функции, которые действуют в вербальном и невербальном поведении пациента и выводить факторы, играющие в каждой из них свою роль. Эти факторы являются элементами функции.
Возникающие как факторы, гипотезы и теории должны выражаться и применяться с большой точностью.
В свое время ряд функций может быть факторами других функций, действующих на более сложном уровне реакций пациента.
Теория «альфа-функции» постулирует работу с чувственными впечатлениями и эмоциональными переживаниями, преобразуя их в альфа-элементы, которые могут быть использованы в новых преобразованиях.
Другими словами, это чувственные впечатления и эмоциональные переживания, преобразованные в зрительные, слуховые, обонятельные и другие образы.
Нетрансформированные эмоциональные переживания и чувственные впечатления Бион называет бета-элементами, не пригодные для размышления, сновидения, запоминания, поэтому они по Канту воспринимаются как вещи-в-себе