Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психоанализ У. Биона

Вклад У. Р. Биона в психоанализ

Определение 1

Психоанализ – это разработанная З. Фрейдом теория, а также метод устранения психологических проблем.

Теория Фрейда появилась на рубеже XIX и XX века и была поддержана в широких научных кругах.

Что касается современного психоанализа, то он значительно шире первоначальной теории. Основные положения психоанализа сводятся к тому, что:

  • в процессе конфликта сознательного и бессознательного могут возникнуть неврозы, страхи, депрессии;
  • поведение человека, его опыт и знания формируются на основе иррациональных бессознательных влечений;
  • при осознании этих влечений индивид «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания;
  • через осознание можно нейтрализовать влияние бессознательного.

Психоанализ, таким образом, является терапией решения проблем.

Что касается У. Биона, то он впервые в психоанализе создал оригинальную концепцию мышления, шизофренического мышления и языка, что было главным его достижением.

У. Р. Бион. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. У. Р. Бион. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фундаментом взглядов У. Биона на психоанализ были взгляды З. Фрейда и М. Кляйн, а основными его интересами являлись:

  • групповая психодинамика,
  • психоаналитическая коррекция психотических образований,
  • развитие процессов мышления и познания.

Среди других разработок Биона можно назвать:

  • концепцию психотической и непсихотической части личности, психозов, их разума и мира;
  • собственную теорию анализа групп, групповой динамики, исследования групповых феноменов;
  • теорию познания, обучения через опыт переживания;
  • теорию психических трансформаций;
  • концепцию пренатального уровня сознания.
«Психоанализ У. Биона» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развивая теорию З. Фрейда о сновидениях, Бион предложил концепцию мыслей, рожденных сном наяву.

У. Биона считают продолжателем идей З. Фрейда и М. Кляйн. Взяв за основу идеи этих ученых, он не только развил их, но и по- новому скомпоновал, создав таким образом, основание для собственных открытий.

В своих работах он в целом опирался на принципы, теории и конструкты классического психоанализа. Им был внесен существенный вклад в развитие теорий З. Фрейда о двух принципах психического функционирования в терминах Эго и онтогенеза и превратностей процессов аппарата мышления. Внимание Фрейда было сосредоточено на невротических отклонениях, в то время как У. Бион, расширив концептуальные и методологические рамки психоанализа, включил в него психотические феномены.

Замечание 1

Бион по-новому смотрел на методологию, философию и их применение в клинической практике – под психоаналитическую теорию и технику он подвел научный базис, в основании которого лежали физико-математические модели, например, моделирование психоаналитических концепций и математическое моделирование.

Для обозначения основных психоаналитических теорий и понятий У. Бион создал собственный арсенал символов.

«Концепция мышления» У. Биона

У. Бион считал, что мышление зависит от функционирования главных психических образований – образования мыслей и образования аппарата, который он условно назвал мышлением.

По его мнению, мышление возникает, когда необходимо справиться с мыслями. Исходя из истории их образования, он делит мысли на преконцепции, концепции или мысли и понятия, которые представляют собой поименованные, а значит закрепленные концепции или мысли.

Преконцепция с реализацией в своем сочетании вызывают концепцию. По аналогии с Кантом, преконцепция является понятием «пустых мыслей». Например, младенец имеет врожденную предрасположенность ожидания груди матери – это преконцепция, а когда он входит в контакт с грудью, образуется концепция.

У. Бион делает вывод, что концепции устойчиво сочетаются с эмоциональным переживанием удовлетворения.

Термин «мысль» он ограничивает сопряжением преконцепции с фрустрацией и в предлагаемой им модели (это младенец), ожидание груди сопряжено с реализацией отсутствия груди – сопряжение переживается ребенком внутри как «нет груди».

Насколько ребенок способен выносить фрустрацию, т.е. неудовлетворенность, является следующим шагом и будет зависеть от того, какое решение будет принято – уклониться от фрустрации или модифицировать её.

Способность к неудовлетворенности, т.е. к фрустрации, дает возможность психике образовать мысль, благодаря которой выносимая фрустрация будет более выносимой. Психика будет стоять перед выбором уклонения от фрустрации или её модификации в том случае, если способность выносить фрустрацию развита недостаточно.

Весы будут склоняться в сторону уклонения от фрустрации при неспособности её выносить. В результате происходит уклонение от хода событий и то, что должно было быть мыслью, становится плохим объектом – происходит нарушение развития аппарата для мышления. Если отмечается не очень большая непереносимость фрустрации, то главной целью будет модификация.

Образование мыслей и способности к мышлению будут затруднены при неспособности выносить фрустрацию, хотя способность к мышлению ослабляет её ощущение.

Сопряжение преконцепции и её реализации воспроизводит историю преконцепции в более сложной форме.

Не всегда концепция может быть реализована. Человек, который может выносить фрустрацию, сопряжение негативных или позитивных концепций и реализаций, запускает процедуры, необходимые для научения на собственном опыте.

В том случае, когда непереносимомть фрустрации не так велика для активизации механизмов уклонения и в то же время очень велика, чтобы выдержать принцип реальности, у личности развивается всемогущество в качестве заместителя сопряжения преконцепции или концепции с негативной реализацией.

Задействуется при этом допущение всезнания как заместителя научения с помощью мыслей и мышления из своего опыта – не происходит психической деятельности в различении истины и лжи.

Различение между истиной и ложью всезнание замещает диктаторским утверждением, что это морально, значит правильно, а это – неправильно.

Мораль, возникшая таким образом, превращается в функцию психоза.

Между утверждением истины и утверждением морального превосходства существует потенциальный конфликт – экстремизм одного заражает другое.

Источник и природа мышления

Все теории, которые касались вопроса мышления, У. Бион сформулировал по-новому.

Постулаты исходных понятий были основаны на допущении, что «обдумывание» является функцией личности. Данная функция – это результат взаимодействия различных факторов.

Для развития своих гипотез У. Бион предложил «теорию функций». Эта теория связана с использованием моделей и может быть приложена к аналитическим ситуациям разного типа.

В своей психоаналитической теории У. Бион использует термины – функция и фактор, для того, чтобы определить характеристики функций личности.

Он не сужает тех значений этих терминов, которые используются в математической логике.

Инструментом психоаналитической работы он рассматривает «теорию функций» и теорию «альфа-функций», которые позволяют специалисту работать, не выдвигая преждевременно новых теорий.

Понятие «альфа-функции» он исследует в области, включающей в себя процессы мышления и их проявление. Эта теория включает в себя гипотезы, объясняющие возникновение этих процессов, как они могут применяться к пониманию способности думать и к нарушениям мышления.

Клинический терапевт может наблюдать в своей практике различные функции, которые действуют в вербальном и невербальном поведении пациента и выводить факторы, играющие в каждой из них свою роль. Эти факторы являются элементами функции.

Возникающие как факторы, гипотезы и теории должны выражаться и применяться с большой точностью.

В свое время ряд функций может быть факторами других функций, действующих на более сложном уровне реакций пациента.

Теория «альфа-функции» постулирует работу с чувственными впечатлениями и эмоциональными переживаниями, преобразуя их в альфа-элементы, которые могут быть использованы в новых преобразованиях.

Другими словами, это чувственные впечатления и эмоциональные переживания, преобразованные в зрительные, слуховые, обонятельные и другие образы.

Нетрансформированные эмоциональные переживания и чувственные впечатления Бион называет бета-элементами, не пригодные для размышления, сновидения, запоминания, поэтому они по Канту воспринимаются как вещи-в-себе

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot