Сущность понятия «фрейдизм»
Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.
Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».
Данный термин имеет три значения:
- теория личности и психопатологии;
- метод терапии личностных расстройств;
- метод изучения чувств и неосознанных мыслей человека.
Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.
Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.
Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.
Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.
Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.
Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.
Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:
- природа человека эгоистична, основу поступков которого составляют подавленные сексуальные желания;
- дети в обязательном порядке проходят через Эдипов комплекс – это означает, что мальчики ненавидят отца как соперника, когда начинают желать свою мать, девочки – аналогично;
- в психосексуальном развитии существует пять фаз – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.
Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.
Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства. Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании.Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы.
Структурная модель психической жизни по Фрейду
Психологическая концепция Фрейда состоит из трех структур – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
Рисунок 1. Структура личности по З. Фрейду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Оно» или «Ид» является бессознательной частью психики и его можно сравнить с котлом биологических врожденных инстинктов, агрессивных и сексуальных. Бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией (либидо). У каждого человека, который представляет собой замкнутую энергетическую систему, количество энергии является величиной постоянной. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, будучи бессознательным и иррациональным. Удовольствие и счастье – это в жизни человека главная цель.
Вторым принципом поведения является гомеостаз, что означает тенденцию к сохранению примерного внутреннего равновесия.
«Я» или «Эго» – уровень сознания, который подавляет сексуальные влечения и находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно». Формирование уровня сознания происходит под влиянием общества, которое вместе с «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют свои требования к человеку. «Я» подчиняется принципу реальности и старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я».
Носителем моральных стандартов служит «Сверх-Я», которое является частью личности, выполняющей роль критика, совести, цензора. Когда «Я» совершает какое-либо действие в угоду «Оно», но, в противовес «Сверх-Я», Эго испытывает вину, стыд, укор совести.
Отвечая за принятие решений «Я» старается выразить и удовлетворить желание «Оно», но, с теми ограничениями, которые налагаются обществом и его правилами. Отсюда следует, что безопасность и самосохранение организма обеспечивает «Эго», рассуждая, анализируя и принимая соответствующее решение.
У детей становление «Сверх-Я» происходит через преодоление Эдипова комплекса.
Фрейд считал, что ключом к сексуальному комплексу, тяготеющему над каждым мужчиной, является греческий миф о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери. Испытывая влечение к матери, мальчик видит в отце соперника, который одновременно вызывает у него страх, ненависть, восхищение. Ему хочется быть похожим на отца и хочется его смерти, а отсюда боязнь и чувство вины перед отцом. Сексуальное влечение к матери преодолевается страхом кастрации, т.е. преодолением эдипова комплекса и появлением «Сверх-Я», содержащим ценности и нормы, совместимые с окружением человека.
«Сверх-Я» дает возможность отличать хорошее от плохого, нравственное от безнравственного, оно не пускает инстинкты в сферу «Я».
В результате этого энергия инстинктов сублимируется, трансформируется и воплощается в приемлемых человеком и обществом видах деятельности.
Отсюда, сублимация – это преобразование энергии подавленных желаний в разрешенные обществом виды деятельности.
Типы личности по Фрейду
Теория психосексуального развития З. Фрейда относится к одной из самых интересных и шокирующих теорий развития.
Автор теории считает, что в процессе взросления ребенок, в зависимости от поведения родителей, может столкнуться или с фрустрацией или со сверхзаботливостью.
Сексуальная энергия при фрустрации не имеет должного выхода, в результате того, что кто-то из родителей потребности ребенка пресекает.
Сверхзаботливость не позволяет ребенку развиваться самостоятельно, что в дальнейшем может обернуться чувством несостоятельности и зависимости.
Во взрослой жизни они могут привести к регрессии, т.е. фиксации.
Испытывающий сильное напряжение взрослый человек, например, может начать сосать свой палец.
Столкнувшись с фрустрацией или сверхзаботливостью на оральной стадии, ребенок, главным удовольствием которого было сосание груди матери, в дальнейшем будет относиться к сложившемуся орально-пассивному типу. Это доверчивый весельчак, ждущий одобрения от окружающих и ведущий себя иногда как ребенок. Ему будет свойственна тяга к курению и алкоголю.
На поздней оральной стадии ребенок, выражая свое неудовольствие кусает грудь матери, поэтому она может оторвать его от груди. Если человек фиксировался на этой стадии, то он будет ярым спорщиком и язвительным скептиком.
Способ приучения ребенка к горшку, считал Фрейд, окажет на его будущий характер большое влияние. Когда ребенок не выполняет требование родителей сходить в туалет, а удерживает фекалии в себе, то будет формироваться анально-удерживающий тип личности. Люди данного типа очень жадные, упрямые в своих убеждениях, педантичны и пунктуальны, не выносят беспорядка.
Другим вариантом этого типа являются люди абсолютно несдержанные и порывистые, среди них есть разрушители и садисты.
Изучать свои половые органы дети начинают на фаллической стадии. Фиксация на этой стадии в дальнейшем делает мужчин ловеласами, принадлежащими к классу альфа-самцов. Женщины с фиксацией на этой стадии – обольстительницы, имеющие склонность к беспорядочным половым связям. Другой вариант этого типа – «кастрирующая» женщина, стремящаяся доминировать и подчинять всё себе.
Характерной особенностью латентной стадии является снижение сексуальной энергии – ребенок в это период занят общением с друзьями, спортом, решением интеллектуальных задач, а его сексуальная активность спит.
С развитием последней генитальной стадии, человек готов к вступлению в половые отношения. Данная стадия по продолжительности является самой длинной и заканчивается со смертью человека.
Генитальный характер, считает Фрейд, относится к самому здоровому и зрелому типу личности, это человек, умеющий принимать на себя ответственность и способный заботиться о других.