Предпосылки применения психоанализа в сфере искусства
Интерес психоанализа к разных форм искусства возник довольно давно, в начале 19 века, что объясняется мощным символическим содержанием некоторых инструментов самого психоанализа. Интерпретация аналитиком скрытого смысла сновидений, ассоциаций, оговорок или ошибок нашла свое применение и на поле искусства. Ведь любое искусство (живопись, кино, литература) содержит в себе скрытые символы.
Применение психоанализа в сфере искусства возможно не только по отношению к самим продуктам творчества, но и к их создателям. Известно довольно много психоаналитических работ, анализирующих биографические заметки художников, скульпторов, литераторов. Сам З. Фрейд проделал такой эксперимент, написав очерк «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи», в котором предпринял попытку психоаналитической интерпретации автобиографических заметок художника и его картины.
Наибольшей популярностью пользуется анализ литературных произведений по всей видимости потому, потому что проза и поэзия дают возможность творцам наиболее четко изъясняться в своих произведениях
Важно понимать, что интерес психоанализа к искусству возник не просто так. Если вспомнить теорию психологических защит З. Фрейда, то творчество является наиболее продуктивным и зрелым способом психологической защиты - сублимации.
Сублимация - это конвертация неприемлемых импульсов и влечений в приемлемые формы.
К тому же, творчество пробуждает в нас такие эмоции и аффекты, которых мы стараемся избежать в реальной жизни. но испытывать нам их хочется, поэтому, для удовлетворения этих желаний, мы обращаемся к приемлемой форме - форме искусства.
Почему люди творят
Позиция З. Фрейда по данному вопросу однозначна: люди творят потому, что они не удовлетворены жизнью. Творцы - это люди, имеющие некий внутриличностный конфликт, который он разрешают путем создания некоего образа, выраженного в той или иной форме искусства. Этот образ художник или поэт заключает в некоем герое, которого наполняет теми противоречивыми качествами своей личности, которые не принимает, с которыми борется. И чем более проработанными получаются образы, тем глубже автор исследует свои черты и характеристики.
Получается, что художественное произведение любого жанра - это попытка удовлетворить те желания и влечения, которые еще не удовлетворены или не могут быть удовлетворены.
Другой психоаналитик О. Ранк, ученик З. Фрейда, впоследствии отделившийся от него, предположил, что основная причина творчества - это страх смерти. О. Ранк был основоположником теории "травмы рождения", которую получает каждый человек в результате рождения (отрыва от идеальной эмбриональной среды). Получив эту травму. человек постоянно находится в страхе смерти, и творчество является одним из способов получить бессмертие - создать что-то, что останется после тебя и будет жить, а значит и творец этого так же будет жить.
К.Г. Юнг, также ученик З. Фрейда, считал, что творческий процесс – это бессознательная активизация архетипических образов, которые затем обрабатываются творцом и оформляются в виде законченного произведения. Художник переводит язык архетипа на язык реальности.
Как писал К. Юнг, художник создает, потому что ощущает неудовлетворенность от реальности и ее однобокости, тогда он обращается к архетипам и первобытному бессознательному, находит там некий образ, способный компенсировать это несоответствие и переводит его на язык реальности так, чтобы он был воспринят обществом.
Концепция К. Юнга значительно шире в контексте искусства, так как позволяет анализировать сразу социокультурные слои, благодаря концепту "коллективного бессознательного".
Психоанализ как форма искусства
Взаимоотношения психоанализа и искусства приобрели взаимодополняющий характер. Например, такой яркий представитель сюрреализма как С. Дали, трансформировал в своем творчестве основную технику психоанализа - свободное ассоциирование. Он внедрил в практику способ фиксации сновидение сразу после пробуждения на холсте. Крайней формой свободного ассоциирования является техника брызг красок на холсте.
Так или иначе, основная концепция психоанализа - актуализация неосознаваемых образов и реализация их в творчестве крепко прижилась в искусстве. Художники стали разными способами пробиваться к своему бессознательному и доставать оттуда образы с последующей их реализацией.
Обратной стороной этого процесса явилось расширение и самого психоанализа, процесс которого стал приобретать черты сходные с созданием творческого продукта. Сам З. Фрейд описывал психоанализ как искусство толкования, а записи своих клинических случаев называл "повести". Однако З. Фрейд и его ученики отмечали, что такая характеристика скорее является особенностью предмета, нежели его недостатком: аналитик должен следовать основной нити повествования пациента, фиксировать все его фигуры и образы, чтобы потом суметь качественно интерпретировать этот материал.
Таким образом, психоанализ дал свободу самовыражения для пациентов в разыгрывании своих внутриличностных "драм". Этот аспект сближает творчество и психоанализ, наполняя искусство терапевтической силой.