Психоанализ Ф. Дольто — это концепция, разработанная известным французским психоаналитиком Франсуазой Дольто, которая внесла огромный вклад в развитие психоаналитической теории. Она рассматривала концепт бессознательного образа тела в качестве ключа к пониманию становления индивида и инструмента аналитической практики.
Основа теории Дольто
В рамках собственного теоретического подхода Ф. Дольто стала последователем психоаналитических воззрений Фрейда и Ж. Лакана. Тем не менее, поход Дольто обладает специфическими отличиями.
Франсуаза много работала с детьми и осуществила разработку собственной системы взглядов в отношении становления и развития детской психики. Отдельно она исследовала аспекты клинической практики в работе с ребенком.
Для Дольто стал важным сам процесс становления психического. Именно данный процесс она пыталась изучать, понимать и концептуализировать. По мнению автора, строительство психического способно давать очень многое для клинической практики. Она задавалась вопросом, что происходит с ребенком при его росте и развития, каким образом осуществляется формирование психики.
Для психоаналитиков огромную роль играют воззрения, полученные в процессе практических исследований Дольто. Эти оригинальные концепции стали неоценимым вкладом в развитие детского психоанализа. В центре внимания стояла проблема субъективации и становления психического.
В рамках становления психического Дольто вводит новый концепт, который представляет собой бессознательный образ тела. С помощью концепта бессознательного образа тела автор рассматривала возможность становления и развития психической реальности, ее временную и пространственную протяженность. Используя это понятие, можно приблизиться к пониманию того, что происходит в психической реальности ребенка в клинической практике.
Становление психики в теории Дольто
Дольто считала, что создание образа тела происходит через отношения ребенка с материнской составляющей. В рамках бессознательного образа тела необходимо выделить историю ранних словесных и телесных взаимодействий ребенка и матери.
Опыт отношений с другим для ребенка включает:
- Всю вселенную присутствия другого;
- Совокупность частичных объектов (например, взаимодействие с грудью матери, запах, взгляд, голос и слова).
Все перечисленные составляющие представляют собой знаки (метки) присутствия другого человека, включая его отношение к ребенку. Они имеют характер означающего. В процессе накопления опыта взаимодействия и впечатлений от материнского другого, происходит связывание данных меток с соответствующими представлениями. Из последних формируется ощущение и переживание собственного Я.
Бессознательный образ тела в психоанализе Дольто представлен всей совокупностью представлений, которые относятся к телу и носят бессознательный характер. Это бессознательная память всего опыта отношений и переживаний, связанных с ними в настоящий момент. Опыт, как правило, нарциссический, имеющий связь с отношениями.
В соответствии с воззрениями Ф. Дольто, психическое уходит своей основой в тело. Его конституирование происходит через логику тела, с помощью отверстий (мест встречи с другим). В этой позиции можно проследить взгляды Фрейда. Тем не менее, в отличие от отца психоанализа, Франсуаза много работала именно с детьми. Она определила, что симптомы детей – это, в первую очередь, телесные симптомы, выраженные посредством языка тела.
Концепция Зеркала Дольто
Дольто в своей теории считала, что формирование представлений о самом себе у субъекта происходит с помощью взаимодействия с другим (через поле представлений себя через другого). Это имеет отношение к такой важной концепции автора, как концепция Зеркала.
В психоанализе Дольто концепция Зеркала отличается от теории Зеркала Лакана. В соответствии с ней, бессознательный образ тела исчезает при появлении отраженного образа. Проявление данного процесса происходит на этапе Зеркала, то есть бессознательный образ тела пропадает при обнаружении отражения в зеркале.
В данном понимании стадия Зеркала представляет собой кастрацию. Дозеркальный субъект еще не имеет цельный образ восприятия себя, находясь в состоянии первичного нарциссизма. Дозеркальные дети еще никаким образом не реагируют на собственное отражение в зеркало. Но в определенный момент они неожиданно обнаруживают отражение, очень живо на него реагируя.
Дольто рассматривала этот процесс не как стадию, в отличие от Лакана. Она выделила его в качестве промежуточного этапа между анальной (автономным существованием от тела мамы) и первичной кастрацией (различением пола). Последняя относится к вторичному нарциссизму.
Автор теории выделила два процесса в ситуации Зеркала:
- Зеркало в другом человеке, то есть появление идентификационных меток отношений с телом другого человека (дают ребенку переживание чувства «я есть» и представляют собой вопрос становления первичного нарциссизма);
- Встреча с зеркалом в виде холодной зеркальной поверхности.
Дольто видела ситуацию встречи ребенка с холодной зеркальной поверхностью драматичной в случае отсутствия взрослого человека. Взрослые должны помочь маленькому человеку осознать и понять смысл такого опыта, отделив себя от тела большого взрослого. Если взрослый не обозначает данную «зеркальную» встречу с помощью слов, то ребенок может «потеряться» в зеркале, начав ощущать неустойчивость («я здесь и одновременно я там») и отсутствие уверенности в чувстве собственного существования.
Опыт стадии Зеркала может способствовать развитию и становлению символической функции. У ребенка появляется и утверждается «Я», поскольку он вступает в поле другого в качестве символов и речи (результат символопорождающей кастрации). При наличии неблагоприятных обстоятельств, этот опыт может стать сложным и драматичным. Он приведет к переживаниям ребенка, колебаниям чувства идентичности. Это не способствует формированию символов и представляет собой символоувечащий опыт (результат символоувечащей кастрации).