Психоаналитический подход — это подход в психологии и метод психотерапии, который разработал З. Фрейд, занимающийся исследованием бессознательного. Это учение направлено на разрешение внутренних конфликтов личности человека посредством оказания ему помощи в понимании своего внутреннего мира. В качестве базового понятия психоанализа выступает «бессознательное».
Психоаналитическая теория личности 3. Фрейда
Психоанализ является теорией психики и психотерапевтическим методом, основанным З. Фрейдом в период между 1885 и 1939 гг. Это направление знаний продолжает развиваться психоаналитиками во всем мире.
Рассматривается несколько базовых сфер использования психоанализа:
- Функционирование психики;
- Психотерапевтические методы;
- Методы исследования;
- Рассмотрение социально-культурных феноменов (например, литературы, искусства, кино, представлений, политики и групп).
Зигмунд Фрейд сформировал модель психики, для чего использовал несколько базовых теоретических посылок. Он считал, что активация психической жизни происходит через энергию двух первичных влечений. В первом случае ученый писал о сексуальном влечении и инстинкте самосохранения, а во второй теории о влечении к жизни и смерти (сексуальность/агрессивность).
В психоаналитическом подходе влечения представляют собой требования со стороны психики, проявляющиеся телом в виде желаний и потребностей. Они ищут специфический объект для удовлетворения. Следы памяти о данных взаимодействиях, в том числе репрезентация важных объектов и отношений, способны структурировать психику путем выстраивания все усложняющихся формаций.
Фрейд выделял основные части психики. В первой топографической модели ученый называл их Бессознательное, Предсознательное и Сознательное. Во второй модели он переименовал их в Эго, Ид и Супер-эго. Данные психические структуры предназначены для регулирования энергии влечений в соответствии с принципом удовольствия.
Основные тезисы работы «Тотем и табу»
В своей работе «Тотем и табу» Фрейд продолжил развивать свой психоаналитический подход. Здесь, в частности, он рассматривал религию в качестве невроза навязчивости человечества, определяя линию развития миросозерцания. Ученый занимался структурированием развития мировосприятия по трем фазам. Для каждой из них было характерно собственное отношение к миру, а именно персональное могущество.
«Тотем и табу» стала первой большой работой психоаналитика, которая посвящалась проблеме возникновения религии. В ней в 1912 году были определены основы появления следующих феноменов:
- Тотемизм,
- Анимизм и табу,
- Праосновы религии.
В начале книги Фрейд использует этнографические зарисовки, объясняя с точки зрения психоаналитического подхода происхождение инцеста. Попутно он дает определение тотемизма, указывая далее, что лица одного и того же тотема не могут вступать друг с другом в брак. За нарушение законов тотемов ожидает наказание, которое часто заключается в смерти.
Одна из функций тотемизма по Фрейду заключается в контроле полового влечения к родственникам. Данный запрет выражен многозначным понятием «табу», цель которого состоит в защите и охране людей от опасности. З. Фрейд писал далее, что табу связано с навязчивостью и неврозом. В качестве главного запрещения невроза, как и табу, выступает прикосновение.
Сходство невроза и табу ученый обнаружил в отсутствии мотивации запретов, в их утверждении через внутреннее принуждение, а также в их способности к сдвигу и в опасности заразы, которая исходит из запрещенного.
В целом механизм образования невроза и табу Фрейд рассматривал как общий. В самом начале появляется сильное чувство наслаждения от прикосновений, которому извне противопоставляется запрещение. В качестве следствия запрещения начинает выступать то, что влечение представляет собой наслаждение от прикосновения. Оно подвергается вытеснению в бессознательное. Здесь имеет место незаконченное положение и формируется психическая фиксация. На основе непрерывного конфликта между запретом и влечением возникает и все остальное.
В труде «Тотем и табу» З. Фрейд с точки зрения психоанализа разбирал различные ситуации, которые связаны с частыми случаями табуирования (табу врагов, властителей, мертвецов). Он считал, что в любом случае имеет место проявление изначальной амбивалентности желания и запрета. Уменьшение подобной неопределенности должно вести к исчезновению табу.
Понимание табу с точки зрения психоаналитического подхода пролило свет на природу и возникновение совести. Если не расширять понятие, то можно говорить о совести табу и о сознании вины за его нарушение. Совесть табу представляла собой в произведении Фрейда самую древнюю форму, в которой можно встретиться с феноменом «табу».
В «Тотеме и табу» ученый также проводил параллель между стадиями развития человеческого миросозерцания и этапами либидикозного развития отдельного индивида. Анимистический этап соответствует нарциссизму, а религиозная фаза соответствует ступени любви к объекту, которая характеризуется привязанностью к родителям. Научный этап представляет собой полную параллель тому состоянию зрелости индивида, в котором он отказывается от принципа наслаждения, начиная искать собственный объект во внешнем мире путем приспособления к реальности.
Фрейд в своей книге установил связь между онтогенетическим развитием человека и его филогенезом. Он считал, что в своем индивидуальном развитии люди как бы проходят предыдущие формы мышления, останавливаясь на той, которая соответствует их культурному окружению. Таким образом, различные магические и религиозные феномены можно понять лишь благодаря отождествлению с конкретными психическими механизмами человека на том или ином этапе его развития. Анимизм в качестве философской системы в этом случае объясняет мир как единую общность.