Самооценке отводится центральная роль в рамках современных психологических наук. Данный феномен интерпретируется как личностное образование, сформировавшееся под влиянием социального окружения, системы аксиологических модусов, влияющее на саморегуляцию личности.
Подходы к пониманию самооценки в психологии
Феномен формирования самооценки неоднократно рассматривался в многочисленных концепциях отечественных и зарубежных ученых. На сегодняшний день в психологии накоплено несколько подходов к пониманию сущности личностного образования:
- А. Адлер полагал, что формирование самооценки представляет собой процесс переживания собственной неполноценности, беспомощности в детском возрасте, что становится началом пути за достижение превосходства над окружающей социально-природной средой, стремления к превосходству;
- К. Роджерс рассматривает процесс формирования самооценки как результат социализации личности, понимания собственного восприятия другими;
- А. З. Зак интерпретирует самооценку как инструмент анализа и оценивания субъектом собственных путей решения задач, обобщенной схемы деятельности личности;
- Б. Г. Ананьев понимает под самооценкой сложный развернутый во времени процесс опосредованного познания себя;
- Ю. В. Котенко подходит к определению самооценки как личностного образования, принимающего активное участие в регуляции деятельности и поведения, автономная личностная характеристика, ее центральный компонент, который формируется при активном участии самой личности, отражая своеобразие ее внутреннего мира.
Подходы к изучению самооценки
На современном этапе развития психологических наук выделяют несколько подходов к изучению феномена самооценки:
- личностный подход, который рассматривает феномен самооценки как важнейший компонент самосознания личности;
- структурно-целостный подход, рассматривающий личностное образование в качестве неотъемлемого компонента в целостной структуре индивидуума, как сложное синтезное образование;
- деятельностный подход, рассматривающий самооценку как фактор, оказывающий влияние на качество результатов деятельности личности;
- динамический подход применяется при исследовании развития самооценки в процессе личностного становления, возрастных изменений индивидуума;
- психопатологический подход рассматривает самооценку как индикатор состояния психического здоровья личности;
- функциональный подход исходит из понимания самооценки как неотъемлемой функции жизнедеятельности индивидуума.
Значение самооценки для личностного развития
Самооценка представляет собой целостное, но в то же время многоаспектное образование, имеющее иерархическую структуру и многоуровневое строение, она включена во множество межсистемных связей с другими личностными образованиями, различными видами деятельности. Самооценка пронизывает все аспекты существования человека, выступая инструментом психологической защиты.
Из-за заниженной самооценки люди страдают от постоянного чувства тревоги, отверженности, беспомощности, перманентного ожидания неудач, болезненного переживания собственной неполноценности.
Напротив, для людей с завышенной самооценкой характерно отрицание любых факторов, вызывающих у них тревогу, отсутствие восприятия любых стимулов, импульсов, информации, которые могут привести к конфликту. Как завышенная, так и заниженная самооценка приводят к возникновению психологического дискомфорта, проблем во взаимодействии с окружающими.
Самооценка, таким образом, выступая личностным образованием, реализует регулятивные функции в процессах становления волевой, мотивационной, нравственной, эмоциональной сфер субъекта