Описание и понятия метода
Тест Шварца используется для наблюдения за динамикой изменений личностных ценностей в группах и соответствующих переменах в социальном мире, а также связь психики индивидуума с жизненными задачами.
Значимое содержание внутренней структуры при изучении личных ценностей описывается в тесте Ш. Шварца.
В соответствии с данной методикой классификация ценностей состоит из десяти типов и двух биполярных осей измерения:
- доверие к переменам (проявление самостоятельности, активности);
- консервативность (защищённость, следование традициям);
- эгоизм (воля, стремление к достижениям);
- осмысленность жизни (универсальность и добродушность);
- осмысленность жизни (открытость к обучаемости);
- традиции и обычаи.
Ценности внутреннего и внешнего мира каждого человека выражаются связью с уровнями главных потребностей.
Первоначальные психологические личностные потребности имеют важное значение в межличностных отношениях и подразделяются на:
-
автономные. Самостоятельность и властность.
Определение 1Самостоятельностью называют мышление и выбор вариантов действия в творческих процессах и исследовательской деятельности.
Ценность властности заключается в стремлении к социальному статусу или престижу, контролю и доминированию над людьми.
-
компетентные (достижения).
Удовлетворительные качества развивают личность человека и его психическое здоровье. При этом развиваются важнейшие характеристики и внутренние ценности.
Положительно влияет родительская помощь в стимуляции самостоятельности и независимости ребенка. При эмоциональном участии родителей в жизни своих детей, идет стимуляция и развитие их интересов, дается возможность ребенку понимать их требования. Благодаря семье в ребенке развиваются, основные и необходимые ценности. Воспитание ребенка способствует высоким моральным побуждениям и привыканию к школе.
Психологическая неудовлетворенность основных потребностей, приводит к развитию проблем связанных с беспокойством, вредным для здоровья. Человек переключается с духовных ценностей на внешнее благополучие (популярность, внешность). Эти качества в человеке меняют его отношение к себе: самооценку, свое отношение к социальной среде, то есть человек становится самоутвержденным в социуме, появляется эгоистическое внутреннее состояние (самолюбование). Через прохождение психологических трудностей происходит утверждение характера.
Внутренние духовные ценности
Внутренние духовные ценности ориентируются на развитие: индивидуального мира и самовыражению в творчестве, а также бескорыстному искреннему отношению к природе.
Внутренние бескорыстные качества человека сильнее, чем внешние материальные ценности. Человек реализуется через самоутверждение и приятие любви от родителей.
Внешние духовные ценности
Стремление к внешним ценностям проявляет актуальности его потребностей. Негативно влияет на развитие ребенка жесткий контроль, эмоционально-холодное отношение к нему, и равнодушное отношение учителей к детям.
Методика ценностной ориентации
Применяется для исследования значимости и проявлении внешних и внутренних мотивов, причин агрессивности и атрибутов (Мотков О.И., Огнева Т.А.,2008).
Показывает трансформацию чуткости в почтение и поддержку людям. Внутренняя ценность, связанная со здоровьем, представлена ценностью любви и бережным отношением к естеству. В описание методики добавляется внутренняя ценность, связанная с творчеством.
Высокий социальный статус - это явление совершенно отличное от роскошной жизни (сильного стремления к получению материальных ценностей и внешних атрибутов благополучной жизни).