Важную роль среди психических процессов занимают познавательные процессы, которые непосредственно связаны с обучением. У полноценного человека с рождения есть способность изучать окружающий его мир. К познавательным психическим процессам относят:
- ощущение, восприятия
- представление, воображение
- память, внимание
- мышление
- речь
По мере познания человеком окружающей его действительности эти психические познавательные процессы совершенствуются.
Внимание и обучение
Внимание в обучении непосредственно связано с мотивацией. То есть внимание привлекает та или иная потребность человека. Для того что бы обратить внимание на той или иной предмет необходимо определённое отношение человека к этому предмету. Интересное и увлекательное для личности всегда привлекает внимание, и наоборот то к чему человек равнодушен вряд ли привлечет его внимание. Проблема педагогики заинтересовать ученика обучением. Здесь на помощь приходят новаторские идеи, учителя, которые стараются использовать новые подходы и методики, которые будут интересны ученикам.
Другим важным аспектом во взаимодействии внимания и обучения является установка. Под установкой понимают неосознанную готовность воспринимать материал.
Внимание привлекается посредством громкого звука, яркого света, но эти приемы следует использовать избирательно, иначе если их применять слишком часто они перестанут действовать.
Особенностью человеческого внимания является его подвижность. Большое влияние на процесс внимания оказывают сложная и напряжена деятельность. С одной стороны, когда внимание сконцентрировано деятельность выполняется хорошо, ошибки минимально, но может наступить такой момент что внимание будут слишком перенапряжено и это приведет к большим ошибкам.
Обучая детей не следует ставить перед собой цель весь период занятия держать внимание учеников, от этого они сильно переутомляются и другие психические процессы начинают страдать.
С возрастом внимание претерпевает изменения. Сначала оно является непроизвольным, затем появляется устойчивость внимания, постепенно оно становится произвольным.
Восприятие и обучение
Восприятие представляет собой достаточно сложную познавательную деятельность. Восприятие позволяет обнаружить предмет, опознать и оценить его. Восприятие состоит из перцептивных действий, таких как:
- измерительные
- соизмерительные
- построительные
- контрольные
- корригирующие
- тонически-регуляторные
Эти действия начинают развивать примерно на 2-3 году жизни, но пик их развития приходится на ранний дошкольный возраст.
Постепенно происходит формирование оперативных единиц восприятия – сенсорные эталоны, идеальные образы.
Важным компонентом восприятия является мотивация. Если у ученика есть потребность и интерес к представленному материалу, то он будет его воспринимать.
В процессе восприятия так же важной является установка на восприятие. Установки влияют и на процесс, и на результат восприятия. Для того что бы установка на восприятие была успешной преподавателю следует прибегать к словесной инструкции.
Восприятие тесным образом связано с прошлым опытом и интересами человека, эта взаимосвязь называется апперцепция. Чем богаче опыт, тем больше человек может увидеть в предмете.
Для того чтобы восприятие было успешным, важно выделить предмет среди остальных предметов.
Возраст несомненно оказывает влияние на процесс восприятия. Восприятие младшего школьника еще достаточно слабое, связано это с недостаточностью опыта. С возрастом образы обогащаются, восприятие меняется.
Память и обучение
Во взаимодействии восприятия и обучения ключевую роль играет мотивация. Любая деятельность человека зависит от его мотивов и от того какую цель он хочет достичь.
Еще одним важным компонентом восприятие является установка на запоминание. Материал не только необходимо понять, его еще нужно запомнить, и применять в дальнейшем. Цель педагога дать установку: «понять- запомнить». Если этого не происходит, то в таком случае материал был понят, но не запомнен, и поэтому он не может быть применен в практической деятельности. Более того установка должна быть на длительное запоминание, а не только до момента экзамена. Поэтому каждый пройдённый материал нуждается в периодическом повторении.
Важную роль в организации материала играет оценочная деятельность. Педагогическая оценка выполняет несколько важных функций:
- стимулирующая
- диагностическая
- ориентирующая
- регулирующая
- воспитательная
- социальная
Говоря о запоминании то в этом процессе главными являются ориентирующая, диагностическая, регулирующая.
Оценочная деятельность направлена на то, чтобы ученик смог понять, а затем применять материал, который он усвоил.
Представление и воображение в обучении
Деятельность человека регулируется с помощью образов представлений и воображения. Понять нашу потребности нам помогают образы ситуаций, в которых были удовлетворены наши потребности. Каждый человек наверняка замечал, что если он занимается чем-то интересным, то он забывает о сне, голове и так далее.
Все наше поведение регулируется определёнными мотивами. Воображение играет большую роль в порождении потребностей.
Средства наглядности играют большую роль в школьном обучении. Одним из средств наглядности можно назвать речь. Речь оказывает влияние на формирование образов в нашем сознании.
Большим преимуществом наглядности является то, что оно стимулирует мыслительную деятельность. Но следует отметить что наглядность обучении должна быть использована в разумном количестве так как чрезмерное количество образов приводит к трудному восприятию их и расплывчатости, а недостаток не дает свободно использовать образы.
Продуктивность воображения и представлений может так же зависеть и от того материала, который преподносится, так же каждый человек может по-разному воспринимать один и тот же материал.
Мышление и обучение
В современной школе роль мышления достаточно велика. Сегодня ученик должен не только приобрести знания, освоить умения и навыки, но также научиться мыслить творчески, развить познавательный интерес.
Раньше обучение строилось по принципу, согласно которому учитель должен сообщить информацию, а ученик долен ее запомнить. Сегодня помимо того, что учитель должен донести информацию, он еще должен сформировать цель обучения для ученика, так же он должен управлять познавательной деятельностью ученика.
Из этого можно сделать вывод, что мышление в обучении сводится к постановке цели обучения и усвоению материала.