Описание методики
Данная методика называется "Страхи в домиках", ее авторами являются М. Панфилова и А.И.Захаров. Благодаря ей производится обнаружение и детализация различных видов страха детей в возрасте от 3 лет.
Для помощи детям преодолевать страхи, в первую очередь, важно понять причины и все виды страхов в ребенке.
Процесс диагностики проходит следующим образом: рисуется два дома: один черный, а второй — красный. В черном домике поселятся страхи, которых боится ребенок. В красном домике будут жить страхи, которые не влияют на внутренний мир ребенка.
Необходимо спокойно и размеренно перечислить 31 вид существующих страхов ребенку. При этом понимать уровень и степень его реагирования, чтобы отсортировать все виды страха на значимые и не значимые.
Взрослый находится рядом с ребенком и в доверительной атмосфере расспрашивает его. В процессе ведения диагностики полезно подбадривать и поддерживать ребенка, чтобы вдохновить его на исследование своих страхов. После окончания выполненной методики ребенку нужно закрыть черный домик. Для этого он рисует дверь, замок и ключ, которым он закроет дверь, а затем выбросит ключ. Данный способ помогает успокоиться ребенку и верить, что его страхи ушли навсегда.
Полученные результаты анализируются, ведется подсчет страхов из черного дома, и сравниваются с возрастной нормой. Похожие ответы ребенка могут группироваться по разновидностям страхов. Обычно, из всех видов страха у ребенка может быть 6-15. Замечено, что городские дети подвержены большему влиянию страхов.
Характеристика видов страха
Изучив причины и теоретические основы страха, психологами разработаны следующие характеристики страхов:
Медицинские. Источником появления этих видов страха является получение боли, вызывающая отрицательную реакцию у ребенка.
Боязнь физической расправы. Источником появления этих страхов являются рефлекторные и инстинктивные реакции, которые есть у ребенка от природы.
Боязнь животных и сказочных героев. Появление таких страхов связано с невыносимыми эмоциональными искажениями в образе близких людей, отчуждении от них или потребностью ощущать ласку, заботу и любовь.
Общественные и опосредованные страхи. Источником их появления является боязнь ребенка ошибиться. В нём живёт неопределённое и тревожное состояние ожидания какой-то беды или наказания.
Боязнь смерти. Появление данных страхов связано с опасениями, напоминаниями о страхах и проявлениями инстинктов самосохранения.
Боязнь пространства. Появление данных страхов связано с естественными сигналами опасности у ребенка.
Боязнь кошмаров и снов. Источником появления данных видов страха является возникновение пережитых пугающих эмоций, которые хранятся в памяти до сих пор.
Большая часть взрослых людей уверены, что с детскими страхами нужно бороться и всегда беречь ребенка от них. Но страх необходим для предупреждения о вероятных неприятностях и опасностях. Поэтому, основным вопросом является не то, чего боится ребенок, а насколько страхи соотносятся с реальными опасностями. Готов ли ребёнок правильно выходить из сложных ситуаций?
Специалистами отмечено, что присутствие постоянных страхов у ребенка показывает его неумение справляться с чувствами и контролировать их. Вместо разумной реакции на неожиданную ситуацию, он подвергается влиянию собственных эмоций.
Детские страхи проявляют их личные тревоги в конкретной форме. Таким образом, страхи являются своеобразным клапаном для выпускания присутствующих тревожных эмоций. Если ребенок боится даже мыслей о появлении страхов, значит, он опасается за свою жизнь и собственное благополучие. В таких случаях ему нужна не только психологическая помощь, но и медицинская.