Л. С Выготский – основоположник советской психологии
Одним из главных основоположников советской психологии является Лев Семенович Выготский, которые внес неоценимый вклад в разработку методологических основ психологии, сформулировал культурно-историческую концепцию в психологии, получившую в последствии развитие в развивающейся теории деятельности, которая была разработана А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими авторами, исследователями в области психологической науки.
Именно Л.С. Выготский ввел в использование в психологии понятия о высших психических функциях, таких как мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, которые по его мнению являются специфической формой человеческой психики. Также ученым была разработана теория о развитии высших психических функций человека.
Диапазон исследований, проводимых Л.С. Выготским, необычайно широк: начиная от детской психологии и заканчивая историей развития психологии как науки.
Все эти исследования были объединены единым теоретическим подходом и единой проблемой исследования - проблемой генезиса, структуры и особенностей осуществления функций человеческой психики.
Взгляды Л. С. Выготского на развитие психических функций человека
Вопрос об особенностях происхождения и развития высших психических функций человека был основным в теории Л.С. Выготского. Именно им были сформулированы законы развития высших психических функций человека.
Первым из этих законов является закон о возникновении опосредованной структуры психических процессов человека, который по мнению исследователя возникает как продукт деятельности человека, взаимодействующего с социальным окружением и обществом вокруг в целом. Первоначально социальная и внешне опосредствованная среда человека в процессе его развития переходит на индивидуально – психологическую стадию и становится внутренним приобретением личности.
Помимо вышеперечисленных исследований Выготским было обусловлено утверждение о том, что в процессе культурного развития человека, происходит процесс формирования высших исторически возникающих способов деятельности, которые и были названы высшими психическими функциями.
Данное положение о социальном происхождении психических функций человека получило название закона развития высших психических функций. По мнению Выготского, каждая формирующаяся у человека высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала она является функцией коллективного поведения, в виде определенной формы сотрудничества и взаимодействия, а затем как усвоенный и перешедший во внутренний план способ индивидуального поведения личности, выступающего в роли личного приспособления к той или иной ситуации действительности, как внутренний процесс поведения.
Данные функции получили название интерпсихической и интрапсихологической соответственно.
Примером может выступать процесс возникновения и развития логического мышления ребенка, которое возникает и формируется не ранее того момента, когда в детском коллективе возникает какой-либо спор или перед ребенком встает многофазная задача, требующая построения логической цепочки мыслей и действий.
По мнению ученого возникновение и развитие высших психических функций непосредственно связано с развитием трудовой деятельности человечества и не являются продуктом биологической революции. В их основе лежит социальная история, в процессе которой были выработаны и развивались характерные для человека высшие формы мыслительной деятельности.
Из данного положения следует вывод о том, что существуют определенные психологические орудия, направленные на воздействие человеком на самого себя и формирующие психические процессы произвольными и сознательными. В качестве данных психологических орудий были названы язык, письмо, число и т.д.
Стадии развития психических функций
В процессе осуществления исследований высших психических функций Выготским были описаны четыре стадии развития отдельной психической функции:
- Первая стадия примитивного поведения человека, для которой характерно простое запоминание, происходящее естественным способом;
- Вторая стадия наивной психологии, на которой человеку предоставляется средство действия, используемое им несовершенно;
- Третья стадия внешне опосредствованных актов, в процессе осуществления которой человек способен правильно пользоваться полученным внешним средством в процессе выполнения той или иной операции;
- Четвертая стадия представляет собой внешнюю деятельность при помощи знака, которая переходит во внутреннюю деятельность, имеющиеся внешние знаки совершенствуются и становятся внутренними.
Таким образом происходит переход от интерпсихической к интрапсихической функции, который сопровождается непосредственным сотрудничеством и общением с другими людьми.
Выготский подчеркивал важнейшую роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени. Он говорил о том, что данные отношения изменяются при переходе от одного возраста к другому и составляют своеобразное, специфическое для каждого данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение было названо социальной ситуацией развития в каждом конкретном возрасте.
В связи с тем, что проводимые исследования доказали, что развитие высших психических функций имеет своим непосредственным источником процесс сотрудничества и обучения, был сформулирован вывод о том, что ведущую роль в психическом развитии человека играет обучение.
Данное открытие означает, что процесс обучения идет впереди процесса развития человека. Таки образом были открыты и обоснованы зоны ближайшего развития и зоны актуального развития личности.
Зона ближайшего развития личности характеризуется областью доступного в сотрудничестве, а зона актуального развития, то что личность способна выполнять самостоятельно, без посторонней помощи.