Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проявление агрессии со сверстниками у детей младшего школьного возраста из неполных семей

Проявление агрессии у школьников младших классов — это поведение, обусловленное множеством причин, одна из которых представлена воспитанием в неполной семье. Это происходит чаще всего по причине неудовлетворенности ребенка качеством общения с близкими взрослыми и сверстниками.

Особенности проявления и причины детской агрессии

Определение 1

Агрессия в психологии — это поведение, которое направлено на причинение вреда (ущерба) другому живому существу. Она проявляется в физической (удар) или вербальной (нарушение прав) форме.

Агрессивные действия у детей наблюдаются в самом раннем детстве. В первые годы жизни агрессию дети проявляют практически только в импульсивных приступах упрямства, которые, как правило, не поддаются управлению со стороны взрослых людей. Это может выражаться вспышками злости, гневом с криком, брыканием, драчливостью, кусанием.

По причине возрастной слабости нервных процессов у ребенка иногда бывает сложно разграничить познавательную и исследовательскую активность с агрессивностью. Для исключения ошибки важно внимательно смотреть за развитием процесса.

Познавательный и творческий процесс всегда продуктивен, а агрессия несет разрушения. Если ребенок ломает игрушку для исследования ее устройства или создания из частей новой, то к данному процессу необходимо отнестись иногда положительно. Если разрушение становится выходом накопившихся негативных эмоций, то можно говорить об агрессии для принятия других мер.

В младшем школьном возрасте причины агрессии включают:

  • Желание привлечь внимание сверстников;
  • Стремление к получению желанного результата;
  • Потребность быть главным;
  • Проявление защиты или мести;
  • Потребность ущемить достоинство другого для подчеркивания своего превосходства.

Психологические особенности детей, которые воспитываются в неполных семьях и провоцируют агрессивное поведение, включают недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, низкий уровень саморегуляции, отсутствие развития игровой деятельности, а также низкую самооценку.

«Проявление агрессии со сверстниками у детей младшего школьного возраста из неполных семей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Нарушения в отношениях со сверстниками происходят по причине неправильного воспитания ребенка одиноким родителем, недостатка внимания с его стороны. Роль семьи в развитии агрессивности ребенка очень велика.

Особенности проявления агрессивности у детей из неполных семей

В процессе воспитания ребёнка очень важным является чувство, которое родители испытывают к своим детям. Главное, это любовь матери и отца к своему ребёнку, их преданность, внимание, желание добра. Если же ребенок растет в неполной семье, то он лишен на половину этих проявлений.

Обучая детей правилам и нормам поведения, одинокий родитель часто проявляет непоследовательность. Как правило, одинокая мама не всегда способна сформировать у своего ребенка нравственный стержень поведения. Такое положение приводит к появлению растерянности, озлобленности, агрессии против родителей и сверстников.

Бестактное поведение одного из родителей не способно вызвать у ребенка стремления стать лучше и сделать что-то хорошо. Детей в семье ожесточают обидные насмешки, прозвища, пощёчины, запреты. Это характерно не только для неполных семей, но и для полных. В целом, большинство ученых останавливаются на мнении, что проблема детской агрессии в младшем школьном возрасте основана на недостатке воспитания.

Для младшего школьного возраста характерна повышенная ранимость по причине происходящих кризисов 7 и 11 лет. Чаще всего причина детской агрессии — это сложная семейная ситуация. Ребенок видит, как члены семьи проявляют агрессивное поведение в самых обычных жизненных ситуациях. Агрессии способствуют крики, ругань, хамство, унижение, оскорбление друг друга и взаимные упрёки.

Часто одинокая мать начинает косвенно одобрять поведение своего ребенка, поскольку не всегда в одиночку способна справиться с его воспитанием. Она закрывает глаза на проявление агрессии в отношении сверстников (например, советует «дать сдачу» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо — драться»).

В воспитании можно выделить два фактора, которые влияют на формирование детской агрессии: расположение и неприятие. Расположение одного или обоих родителей способно помочь преодолеть агрессивность ребёнка. Это качество выражается через умение слушать, теплое общение, добрые слова, ласковый взгляд.

Неприятие начинает стимулировать детскую агрессивность, поскольку для него присущи следующие качества:

  • безразличие,
  • устранение от общения,
  • нетерпимость,
  • властность,
  • враждебность.

Те или иные виды агрессивного поведения можно наблюдать у большинства младших школьников. Но часть детей демонстрирует ярко выраженную склонность к агрессии. Это проявляется в высокой частоте агрессивных действий, которые направлены на причинение вреда сверстникам, преобладании прямой физической агрессии.

Если ребенок воспитывается в неполной семье, то это еще не значит, что ему свойственно агрессивное поведение, он может быть милым и покладистым. В то же время и в полной семье ребенок может не получить достаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, что впоследствии приведет к его агрессивному поведению.

Также, что касается неполных семей, ситуации агрессии у младших школьников вызывают именно отношения родителей, того, каким образом они переживают развод. Если пара разводится с криками и скандалами, а ребенок видит это, то это, соответственно, вызывает в нем приступы злобы.

До настоящего времени ученые не выяснили, какие именно особенности максимально влияют на агрессивность школьников. Отмечено, что среди агрессивных младших школьников больше тех детей, которые не умеют играть.

В основе агрессии находится различная мотивационная направленность. Это может быть спонтанная демонстрация самого себя, достижение практических целей, подавление и унижение других людей. Всех агрессивных детей в младшем школьном возрасте объединяет общее свойство – отсутствие внимания к другим детям, способности видеть и понимать других людей.

Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot