Производственная практика — это важный этап профессиональной подготовки студентов, который необходим для того, чтобы выявить и оценить уровень формирования основных профессионально важных качеств выпускника.
Задачи и цели производственной практики психолога
Среди целей психологической практики студентов, которые учатся по направлению Психолого-педагогическое образование (психология в школе), можно выделить:
- Изучить психологические условия проведения учебного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
- Овладеть методами диагностического, социального и психологического исследования;
- Приобрести социально-личностные компетенции, требующиеся для работы в профессиональной области.
Задачами производственной практики в школе являются:
- Сформировать комплексное представление о специфике деятельности психолога по соответствующему направлению;
- Закрепить теоретические знания, которые были получены при изучении основных профессиональных дисциплин;
- Освоить функции и обязанности педагога (психолога) в условиях образовательной организации (школы);
- Осмыслить профессионально-психологическое, творческое содержание, формы, методы, технологии работы педагога (психолога) в школе;
- Сформировать умения проводить психологический анализ деятельности учителей-предметников и классных руководителей;
- Овладеть навыками практической работы педагога (психолога) в рамках системы образования, методами психологического анализа уроков, внеклассных мероприятий, оформления документов.
Будущий специалист должен принимать практическое участие в реализации основных направлений и формах работы практического психолога в школе, уметь проводить просветительскую, психодиагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую работу с детьми и подростками.
К числу основных учебных предметов (модулей), изучение которых предшествует прохождению психологической практики, можно отнести: общую и экспериментальную психологию (включая практикум), педагогическую психологию, возрастную психологию, специальную психологию, психологическую службу в системе образования.
В ходе обучения этим дисциплинам студенты получают знания о методах исследования в психологии, знакомятся с различными типами наблюдения и беседы, овладевают навыками оформления протоколов, обработки и интерпретации полученной информации. Они учатся создавать психологические и поведенческие портреты личности на основании наблюдения, овладевают навыками консультирования и профилактики нарушений в личностно-познавательной сфере человека, а также в области межличностных отношений.
Навыки и умения, полученные в ходе производственной практики в школе
После прохождения производственной практики в школе будущий психолог должен уметь использовать качественные и количественные методы в психолого-педагогических исследованиях, определять способы работы с группой и отбирать методики для осуществления психологической диагностики. Также будущие специалисты участвуют в оформлении наглядных материалов (информационных листов, газет, плакатов, раздаточного материала и др.).
Среди профессиональных компетенций (ПК) следует выделить готовность использования утвержденных стандартных методов и технологий, умение работать с нормативной документацией, которая регламентирует работу психологических служб, центров, организаций. Психолог-педагог должен иметь навык отбирать психологические методики для осуществления психологической диагностики.
В ходе практики студенты изучают когнитивную и личностную сферу детей и подростков, применяя диагностический инструментарий. Они исследуют системы взаимоотношений детских коллективов, коммуникативных сетей.
В состав профессиональных компетенций также входит способность собирать и обрабатывать информации, результаты психологических наблюдений и диагностики, подбирать участников для психологического исследования (диагностировать, определять проблему). Студент должен показать, что он умеет подбирать информационно-поисковые системы для реализации исследования, отбирать психологические методики для проведения психологической диагностики.
Знания, которые студент получает во время практики
Во время практики в школе студент-психолог получает информацию об общих закономерностях построения логики психолого-педагогических исследований; теории и методологии психодиагностики, классификации психодиагностических методов, включая их возможности и ограничения, а также предъявляемые к ним требования.
Он знакомится со стандартными методами и технологиями сбора и первичной обработки результатов психологического наблюдения и диагностики, методами математической обработки результатов, способами интерпретации и представления результатов психодиагностических обследований.
Учащиеся должны получить знания о математическом и психологическом смысле первичных описательных статистик, основных критериях статистической обработки, коэффициентах корреляции.
В процессе практики студенты осознают важность соблюдения этических норм при проведении психолого-педагогических исследований. В ходе исследований они планируют методы психологической диагностики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Разработка диагностического инструментария, адекватного целям исследования; диагностика личностных, интеллектуальных и эмоционально-волевых особенностей входят в навыки психологов-практикантов. Также сюда относится осуществление социально-психологической диагностики особенностей группового развития, выбор необходимых критериев, решение статистических задач психологического исследования.
В ходе практики студенты овладевают качественными и количественными методами, необходимыми для психологических и педагогических исследований; навыками сбора, обработки и интерпретации результатов, различными методиками формирования психологических заключений на основании информации психодиагностического обследования. Также важным является навык вычисления коэффициентов корреляций, определение статистической связи и уровня ее значимости.