Функции и задачи детского психолога
Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и способный обеспечить им наиболее гармоничное и корректное восприятие окружающего мира.
В область деятельности детского психолога входит, главным образом, консультирование родителей и работа с детьми по решению обозначенных или выявленных в ходе консультаций проблем.
Среди наиболее распространенных психологических проблем у детей можно выделить:
- различного рода страхи, например, страх физического или морального насилия;
- навязчивые состояния;
- депрессии;
- стресс после пережитых травмирующих психику событий, например, потеря родителей;
- низкий уровень организованности;
- низкий уровень внимательности;
- гиперактивность;
- возникающие сложности в общении, замкнутость;
- проявлении агрессии в обыденной жизни или при возникновении стрессовых ситуаций, например, конфликтов;
- сложность в адаптации в образовательных учреждениях или незнакомых коллективах;
- утрата контакта с родителями или опекунами, например, в результате какого-либо конфликта.
Совместно с прочими специалистами детские психологи работают над адаптацией ребенка в обществе, могут исправлять некоторые проблемы в речи, оказывают психологическую поддержку детям, которые потеряли родителей.
Также детские психологи оказывают помощь детям, которые имеют какие-либо нарушения в психическом здоровье. При этом детский психолог не способен выявлять и заниматься лечением психических расстройств личности, этим занимаются психиатры, которые могут диагностировать отклонения и назначать лечение с использованием медицинских препаратов.
Детских психологов не стоит рассматривать и как врачей-дефектологов, так как самостоятельно психолог не способен выявлять и устранять причины задержек в развитии ребенка. Психолог, работающий с детьми, может только оказать помощь ребенку на этапе лечения, поддержать его.
Содержание работы психолога в детском саду
Каждый психолог детского сада в обязательном порядке должен стремиться к тому, чтобы пребывание ребенка в дошкольном учреждении было максимально комфортным, в т. ч. для психики ребенка. Психологу детского сада должен оказывать помощь воспитателям и родителям в поиске и объяснении скрытых причин поведения и поступков детей.
Детский психолог также реализует функции контроля над детьми, психологическое состояние которых находится условно «на грани нормы», для того чтобы вместе с родителями и воспитателями оказать им помощь в преодолении потенциальных проблем.
При определении и реализации задач, которые направлены на организацию психологического сопровождения, в деятельности психолога детского сада могут возникать различные сложности. Среди наиболее распространенных проблем можно выделить оптимизацию психологического сопровождения воспитанников детского сада по различным направлениям деятельности психолога. Также, возможные сложности в работе детского психолога, работающего в детском саду, могут быть связаны с ростом числа детей в дошкольном учреждении, которые нуждаются в комплексном психологическом сопровождении.
На современном этапе развития деятельность психолога детского сада в большей степени направлена на поддержание психического, соматического и социального благополучия детей, которые посещают дошкольное учреждение. Особое значение в рамках данного вопроса также приобретает кадровый состав детского сада и его материальное оснащение.
К числу приоритетных направлений психологического сопровождения в детском саду можно отнести следующие:
- психологическая диагностика, которая является одной из составляющих психологии как науки. Посредством психологической диагностики на сегодняшний день реализована разработка и тестирования различных методик и способов, которые направлены на выявление личностный особенностей ребенка. При этом психологическая диагностика может быть организована как плановая диагностика или диагностика, которая проводится по запросу руководителей дошкольного учреждения или же родителей;
- коррекция и развитие личностных особенностей ребенка. Такую деятельность школьный психолог реализуется для обеспечения роста уровня способностей ребенка дошкольного возраста в учебе, поведении и адаптации в социуме;
- психологическое просвещение. Данный вид психологического сопровождения способен обеспечивать процесс формирования у педагогического коллектива, а также родителей и детей положительного отношения к действиям детского психолога, и к той помощи, которую он способен оказать при решении возникающих проблем. На современном этапе развития психологическое просвещение может быть организовано в самых разных формах, например, в игровой форме, в форме беседы или монолога специалиста;
- психологическое консультирование. Довольно часто психологическое консультирование проводится для обеспечения личностного развития ребенка. К детскому психологу за подобными консультациями могут обратиться как родители детей, посещающих дошкольное учреждение, так и воспитатели. Стоит отметить, что на сегодняшний день психологическое консультирование может быть организованно как в индивидуальной форме, так и в форме группой беседы;
- психологическая профилактика, под которой понимают целенаправленное систематическое взаимодействие психолога и воспитателя, ориентированное прежде всего на предупреждение различного рода социально-психологических проблем детей.