Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Происхождение индивидуальных различий

Определение 1

Индивидуальные психологические различия – это особенности психических процессов, состояний и свойств, которые отличают людей друг от друга. Индивидуальные различия являются объектом исследования дифференциальной психологии.

Теория психофизиологической основы происхождения индивидуальных различий

Сущность теории психофизиологической основы происхождения индивидуальных различий состоит в том, что индивидуальные различия ученые связывали с различиями в свойствах нервной системы. Еще Павлов И. П. рассматривал такие свойства нервных процессов возбуждения и торможения, как силу, подвижность, уравновешенность.

Сила нервной системы способна отражать рамки работоспособности клеток коры головного мозга. Она включает их способность выдерживать либо чрезмерно сильное, либо длительно действующее возбуждение, не переходя в процесс торможения.

Статья: Происхождение индивидуальных различий
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Подвижность представляет собой свойство нервной системы, показывающее способность проявлять быструю реакцию на изменения окружающей среды.

Уравновешенность является свойством нервной системы, показывающим баланс процессов возбуждения и торможения.

На основе рассмотренных свойств нервных процессов, Павлов выделил четыре базовых типа нервной системы. Они включают:

  • Живой тип (сильный, уравновешенный, подвижный);
  • Медлительный и спокойный тип (сильный, уравновешенный, инертный);
  • Безудержный тип (сильный, неуравновешенный, преобладает возбуждение над торможением);
  • Слабый тип.

Подходы к пониманию природы индивидуальных различий

Ученые считают, что на фоне общепсихологических закономерностей непрерывно обнаруживаются индивидуальные психологическое различия, способные отражать как более частные психические свойства в виде отдельных психических процессов (время реакции, индивидуальный порог ощущения, особенности памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоциональную реактивность), так и целостные личностные образования (например, характер, способности, интересы и др.).

«Происхождение индивидуальных различий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Важно обратить внимание на изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом в процессе тренировок и обучения. Индивидуальные различия обладают различной широтой и сложностью, разной степенью устойчивости.

Происхождение индивидуальных психологических различий связано не только с количественными показателями, представляющими собой меру выраженности соответствующих особенностей. Они относятся и к качественному своеобразию психических проявлений.

В рамках детской и педагогической психологии, патопсихологии и психологии труда, был накоплен большой эмпирический материал о происхождении индивидуальных различий. Неповторимое своеобразие каждой личности не исключает у нее определенные типические черты, общие для большого количества людей. Именно групповые и типические индивидуальные различия представляют наибольший научный интерес.

Начало экспериментальному изучению происхождения индивидуальных различий положил в своих трудах Ф. Гальтон, а затем А. Бине. В психологии были выдвинуты разные варианты типологических схем, все их даже сложно перечислить.

Самые популярные варианты включают:

  • Объективный и субъективный тип (разработал Бине);
  • Рассуждающий и активный тип (по Джордану);
  • Рационалисты и эмпирики Джемса;
  • «Глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы по Гроссу;
  • Теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы, разработанные Э. Шпрангером;
  • Шизотимы и циклотимы Кречмера;
  • Висцеротонический, соматотонический, церебротонический тип по У. Шелдону;
  • Экстраверты и интроверты Карла Юнга.

Психологический словарь А. Пьерона дает характеристику 56 различных типов. Большая часть данных типологий представляет в настоящее время только исторический интерес.

Понимание природы и происхождения индивидуальных различий в рамках психологических характеристик можно достичь, сочетая три ракурса дифференциально-психологического анализа.

Первый из них представляет собой классический дифференциально-психологический анализ, который предполагает определение структуры психологических свойств и динамики ее изменения, включая постановку диапазона индивидуальных различий и их вариантов в соответствии с условиями развития.

Это направление помогает сопоставить качественно различающихся группы, проанализировать воздействие внутренних условий (например, созревание) и внешних условий (например, семейная среда) на проявление и возникновение индивидуальных различий. Также в его рамках определяются факторы риска, который приводят к отклонению в когнитивном и личностном развитии.

Второе направление — это психогенетический анализ, предполагающий определение относительного значения наследственности и среды в развитии и формировании психологических характеристик, включая их онтогенетическую преемственность, изменчивость и стабильность.

Третье направление представлено исследованием уникальности. Оно включает осуществление идиографического анализа в его сочетании с номотетическим анализом при смещении фокуса на конкретное и частное. Это дает возможность провести идиографический анализ, рассматривая частное в контексте общих закономерностей (или всеобщего).

Качественные изменения психологической функции в ходе развития связано с изменением положения в структуре психологических функций. Если не учесть данное изменение, то невозможна корректная интерпретация возрастной динамики наследуемости психических функций.

Без составляющих идиографического анализа не определяется модулирующее воздействие индивидуальных различий и психологических характеристик на соотношение факторов риска, которые обладают генетической природой, и отклоняющегося поведения.

Примером может быть определение вероятности проявления генетической предпосылки, зависящей от условий развития (например, травмирующие жизненные события).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot