Индивидуальные психологические различия – это особенности психических процессов, состояний и свойств, которые отличают людей друг от друга. Индивидуальные различия являются объектом исследования дифференциальной психологии.
Теория психофизиологической основы происхождения индивидуальных различий
Сущность теории психофизиологической основы происхождения индивидуальных различий состоит в том, что индивидуальные различия ученые связывали с различиями в свойствах нервной системы. Еще Павлов И. П. рассматривал такие свойства нервных процессов возбуждения и торможения, как силу, подвижность, уравновешенность.
Сила нервной системы способна отражать рамки работоспособности клеток коры головного мозга. Она включает их способность выдерживать либо чрезмерно сильное, либо длительно действующее возбуждение, не переходя в процесс торможения.
Подвижность представляет собой свойство нервной системы, показывающее способность проявлять быструю реакцию на изменения окружающей среды.
Уравновешенность является свойством нервной системы, показывающим баланс процессов возбуждения и торможения.
На основе рассмотренных свойств нервных процессов, Павлов выделил четыре базовых типа нервной системы. Они включают:
- Живой тип (сильный, уравновешенный, подвижный);
- Медлительный и спокойный тип (сильный, уравновешенный, инертный);
- Безудержный тип (сильный, неуравновешенный, преобладает возбуждение над торможением);
- Слабый тип.
Подходы к пониманию природы индивидуальных различий
Ученые считают, что на фоне общепсихологических закономерностей непрерывно обнаруживаются индивидуальные психологическое различия, способные отражать как более частные психические свойства в виде отдельных психических процессов (время реакции, индивидуальный порог ощущения, особенности памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоциональную реактивность), так и целостные личностные образования (например, характер, способности, интересы и др.).
Важно обратить внимание на изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом в процессе тренировок и обучения. Индивидуальные различия обладают различной широтой и сложностью, разной степенью устойчивости.
Происхождение индивидуальных психологических различий связано не только с количественными показателями, представляющими собой меру выраженности соответствующих особенностей. Они относятся и к качественному своеобразию психических проявлений.
В рамках детской и педагогической психологии, патопсихологии и психологии труда, был накоплен большой эмпирический материал о происхождении индивидуальных различий. Неповторимое своеобразие каждой личности не исключает у нее определенные типические черты, общие для большого количества людей. Именно групповые и типические индивидуальные различия представляют наибольший научный интерес.
Начало экспериментальному изучению происхождения индивидуальных различий положил в своих трудах Ф. Гальтон, а затем А. Бине. В психологии были выдвинуты разные варианты типологических схем, все их даже сложно перечислить.
Самые популярные варианты включают:
- Объективный и субъективный тип (разработал Бине);
- Рассуждающий и активный тип (по Джордану);
- Рационалисты и эмпирики Джемса;
- «Глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы по Гроссу;
- Теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы, разработанные Э. Шпрангером;
- Шизотимы и циклотимы Кречмера;
- Висцеротонический, соматотонический, церебротонический тип по У. Шелдону;
- Экстраверты и интроверты Карла Юнга.
Психологический словарь А. Пьерона дает характеристику 56 различных типов. Большая часть данных типологий представляет в настоящее время только исторический интерес.
Понимание природы и происхождения индивидуальных различий в рамках психологических характеристик можно достичь, сочетая три ракурса дифференциально-психологического анализа.
Первый из них представляет собой классический дифференциально-психологический анализ, который предполагает определение структуры психологических свойств и динамики ее изменения, включая постановку диапазона индивидуальных различий и их вариантов в соответствии с условиями развития.
Это направление помогает сопоставить качественно различающихся группы, проанализировать воздействие внутренних условий (например, созревание) и внешних условий (например, семейная среда) на проявление и возникновение индивидуальных различий. Также в его рамках определяются факторы риска, который приводят к отклонению в когнитивном и личностном развитии.
Второе направление — это психогенетический анализ, предполагающий определение относительного значения наследственности и среды в развитии и формировании психологических характеристик, включая их онтогенетическую преемственность, изменчивость и стабильность.
Третье направление представлено исследованием уникальности. Оно включает осуществление идиографического анализа в его сочетании с номотетическим анализом при смещении фокуса на конкретное и частное. Это дает возможность провести идиографический анализ, рассматривая частное в контексте общих закономерностей (или всеобщего).
Качественные изменения психологической функции в ходе развития связано с изменением положения в структуре психологических функций. Если не учесть данное изменение, то невозможна корректная интерпретация возрастной динамики наследуемости психических функций.
Без составляющих идиографического анализа не определяется модулирующее воздействие индивидуальных различий и психологических характеристик на соотношение факторов риска, которые обладают генетической природой, и отклоняющегося поведения.
Примером может быть определение вероятности проявления генетической предпосылки, зависящей от условий развития (например, травмирующие жизненные события).