Сущность и особенности социально-психологического консультирования
Социально-психологическое консультирование - это одно из основных направлений консультативной психологии, суть которого заключается в оказании клиенту помощи в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми.
В консультативной психологии условно выделяют два направления: психотерапевтическое, ориентированное на решение личностных проблем, и социально-психологическое, ориентированное на запросы касательно сферы межличностных отношений (это, в основном, интерперсональные проблемы, связанные с взаимоотношениями между людьми, межличностными конфликтами, социальной адаптацией, вопросами воспитания).
Социально-психологическое консультирование использует методы и техники из разных областей практической психологии: психотерапии, тренингов, активного обучения и т.д. Его основная задача - актуализация внутренних ресурсов человека, а если этих ресурсов нет, консультант прибегает к терапевтическим техникам.
Основной инструмент социально-психологического консультирования - специфически выстроенная терапевтическая беседа, основой которой является сотрудничество. Терапевтическая беседа структурирована и регламентирована временем, профессиональными границами и законами конфиденциальности.
Главное условие успешности терапевтической беседы - создание благоприятной, доверительной и безопасной атмосферы, в которой клиент будет способен раскрыться. Цель беседы состоит в том, чтобы вернуть клиенту ответственность за принятие решений и ощущение авторства собственной жизни.
В результате социально-психологического консультирования человек получает информацию относительно своей проблемной ситуации, обсуждает совместно с консультантом пути и способы ее разрешения.
Важной особенностью социально-психологического консультирования является его ориентация на психически здоровых людей.
Основные принципы работы социально-психологического консультанта:
- доброжелательное отношение к клиенту
- безоценочность
- принятие
- эмпатический контакт
- конфиденциальность
- ориентация на нормы и ценности жизни клиента
Основные направления и виды социально-психологического консультирования
Основные направления социально-психологического консультирования:
- внутриличностные конфликты: конфликты целей, мотивов, стремлений, желаний и т.д.
- кризисные периоды: возрастные и профессиональные кризисы личности
- адаптация к новым условиям: смена работы, страны, места обучения
- профилактика конфликтных ситуаций: развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций
- коррекция межличностных отношений: партнерских, детско-родительских
Выделяют следующие типы консультирования:
- поддерживающее: основной акцент на слушании, эмпатии
- информирующее: основной акцент на достоверном и полноценном информировании по интересующему вопросу
- образовательное: основной акцент на информировании и обучении новым навыкам
- кризисное: основной акцент на работу с эмоциональным состоянием клиента, его стабилизацией
- посттравматическое: основной акцент на развитии навыков самопомощи, эмоциональной и психологической стабилизации
Порядок социально-психологического консультирования
Социально-психологическое консультирование осуществляется в следующем порядке:
- Установление доверительных отношений - контакт. Контакт устанавливается в несколько этапов: приветствие (консультант говорит несколько слов о себе, этапах и возможностях консультирования, а клиент рассказывает о цели визита), ориентация (консультант сообщает о продолжительности сессий, ее принципах, а также границах собственной компетенции), формулировка рабочего запроса (это желаемый результат работы для клиента, который задает тон всей работы).
- Исследование проблемы - это сбор информации относительно чувств, переживаний и мыслей клиента по поводу актуальной ситуации.
- Конфронтация - это расширение поведенческого паттерна клиента. Применяется в ситуации нежелания клиента говорить о чем-то важном.
- Поиск путей решения проблемы - этап, наступающий после разностороннего осознания проблемы. Консультант побуждает клиента к поиску путей и альтернатив решения проблемы.
- Проверка решений - этап проверки реакции клиента на принятое им решение (исследуются его ощущения в связи с этим, мысли и чувства). В случае негативных реакций необходимо найти причину или вернуться на этап исследования проблемы.
- Завершение - подведение итогов, проверка невысказанных мыслей, чувств и переживаний, договор о следующей встрече в случае необходимости.
Результатами консультирования могут стать: расширение самопонимания, изменения поведенческого паттерна клиента, изменения во взаимоотношениях клиента с другими людьми, удовлетворенность клиента своим будущим.