Значимость психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков
Эмоциональная сфера – это довольно сложный феномен психической стороны личности человека.
В настоящее время отмечается рост количества детей и подростков с нарушением эмоциональной сферы, особенно у тех, кто имеет недостатки в психическом развитии. В этой связи разработка и реализация программ по психолого-педагогической коррекции подростков с нарушениями эмоциональной сферы является актуальной и востребованной стороной деятельности психолога.
Подростковый возраст характеризуется тем, что именно в этот период происходит половое созревание организма, выработка гормонов, оказывающих значительное влияние на поведение подростков. Подросток, по сути, находится на перепутье, так как у него образовались новые потребности, связанные с половым созреванием, но нет возможности и умения их правильно удовлетворить.
Эмоциональная сфера подростка характеризуется следующими особенностями:
- Частая смена настроения. Порой настроение меняется одномоментно и кардинально.
- Возникновение депрессивных состояний.
- Снижение концентрации внимания и неусидчивость.
- Возникновение страхов и тревожности.
- Проявление в поведении раздражительности, импульсивности и агрессивности.
- В целом поведение характеризуется как проблемное.
Таким образом, нарушения в эмоциональной сфере у подростков в основном вызваны биологическими факторами, а также влиянием на их неокрепшую психику социального окружения.
Подростковый возраст представляет собой пору важных личностных изменений, при нормальном онтогенезе, характеризующихся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы и возникновение разнообразных волевых нарушений. Именно поэтому крайне важно своевременно выявить данные нарушения и разработать соответствующую программу психологической коррекции.
Разработка и последующая реализация Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.
Общая характеристика Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков
Основная направленность Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков – формирование способности произвольно регулировать собственное поведение, в соответствии с установленными в обществе нормами и правилами.
Общая цель Программы: оказание подросткам необходимого содействия в эмоционально-личностном развитии, улучшении субъективного самочувствия, укреплении психического здоровья, формировании навыков саморегуляции и самоопределения для их успешной социализации в обществе.
Подцели программы:
- Познавательные – учится наблюдать и на основании наблюдений формулировать собственные выводы в речевой и знаковой форме.
- Регулятивные – учится проговаривать и обсуждать собственные поступки, действия и поведения.
- Коммуникативные – научиться слушать собеседника, вести конструктивный диалог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.
Задачи Программы:
- Формирование у подростков мотивации на развитие первичных навыков самоанализа.
- Усвоение подростками понятия и значимости эмоциональной сферы.
- Формирование представления о навыках и формах личностного общения и взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, педагогами, родителями и т.д.).
- Оказание содействия в формировании и развитии моральных качеств личности, проявлению толерантности и терпимости по отношению к другим людям.
- Мотивация подростков на формирования потребности в самопознании и саморазвитии.
- Оказание содействия в формировании необходимых волевых способностей и качеств, оказывающих непосредственное влияние на регулирование собственного поведения и сознательности побуждений.
- Обучение применению на практике навыков по дыхательной гимнастике, аутотренингу, мышечной релаксации и медитации.
Для того, чтобы Программа была эффективной и способствовала достижению ожидаемого результата необходимо при ее реализации соблюдать ряд условий:
- Организация работы в малой группе или индивидуально.
- Формирование групп в соответствии с уровнем и типом нарушения эмоциональной сферы.
- При необходимости подростков может быть выведен из группы, для осуществления индивидуальной работы.
- Занятия следует проводить во внеурочное время, желательно в конце учебного дня.
- В каждой группе необходимо установить благоприятные и эффективные взаимоотношения, основанные на взаимном доверии и уважении.
- При организации работы психологу следует опираться на ценности, установки, поведенческие и эмоциональные реакции подростков.
- Программа должна быть представлена циклом взаимосвязанных занятий, каждое из которых по продолжительности не должно превышать 45-ти минут. Частота занятий 1 раз в неделю.
Для того, чтобы занятия, проводимые психологом, в рамках Программы, были интересны подросткам и вызывали у них посещать их, следует каждое занятие проводить в стандартной форме, включающей в себя ряд элементов (ритуалов):
- Ритуал приветствия психолога и других участников группы.
- Разминка.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия по итогам проведенного занятия.
- Ритуал прощания (расставания).
Основные методы, которые могут быть использованы психологом в ходе коррекционной работы:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание),
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
Важно, после каждой игры или упражнения проводить совместно обсуждение, в ходе которого подростки делятся своими впечатлениями и чувствами, объясняют мотивацию собственных поступков в ходе игры. Все это способствует развитию психологической наблюдательности, учит подростков объяснять собственное поведение и поведение других людей. Кроме того, подростки овладевают навыками межличностного восприятия происходящей ситуации.