Понятие стресса, его основные характеристики
Стресс - это понятие в психологии, отражающее общую (неспецифическую) реакцию организма на воздействие извне, которое нарушает гомеостатическое состояние организма.
Впервые само понятие «стресс» появилось в работах У. Кеннона, который разрабатывал свою адаптационную концепцию «бей или беги», и определял с помощью этого термина нервно-психическое напряжение.
Позднее уже Г. Селье стал использовать этот термин в рамках своей концепции общего адаптационного синдрома, и определял стресс как общее адаптационное напряжение. Г. Селье выделил два основных вида стресса: эустресс (мобилизующий наши адаптационные резервы) и дистресс (истощающий наши адаптационные резервы). Переход от эустресса к дистрессу осуществляется за счет продолжительности и интенсивности раздражителя – сперва наши адаптационные механизмы снижаются при первом воздействии, затем активизируются по мере привыкания в стимулу, а затем истощаются вовсе.
В современной психологической литературе термин «стресс» используется в разных контекстах:
- стресс - как сильное неблагоприятное воздействие на организм, оказывающее отрицательное влияние,
- стресс - как форма субъективного реагирования (эмоции, копинги, оборонительные реакции) на ситуацию, вызывающую сильное психическое напряжение и возбуждение,
- стресс - как совокупность физиологических и психологических реакций, возникающих при экстремальных внешних воздействиях, активизирующих интенсивные адаптационные механизмы
Если обобщить вышесказанное, то можно сформулировать понятие стресса так: это неспецифическая реакция организма, выражающаяся в физиологических и психологических реакциях на сильные воздействия извне, имеющие субъективную значимость для индивида.
Однако Р. Лазарус отметил, что физиологический стресс и психологический стресс существенно различаются по особенностям воздействующих стимулов, а также по механизму и характеру развития ответных реакций: при физиологическом стрессе воздействующий стимул нарушает гомеостатическое состояние организма, а психологический стресс формируется при субъективном восприятии стимула как стрессового в результате субъективной оценки.
Разведение психологического (эмоционального) и физиологического стресса является несомненным прогрессом, поскольку физиологический стресс - это реакция, активизирующая наши адаптационные механизмы, в то время как психологический стресс порой наоборот ограничивает наш поведенческий репертуар, не способствуя адаптации.
Таким образом, для психологической коррекции важнее работать именно с психологическим стрессом.
Причинами развития психологического стресса являются определенные стресс-факторы - внешние и внутренние стрессоры, в результате которых человек оказывается в стрессовом состоянии:
- кратковременные: возникающие в результате неудач, страха, психологического перегруза,
- продолжительные: возникающие в результате длительной борьбы и истощения, длительных опасных ситуаций, изоляции,
- стрессоры активные: экстремальные, производственные, психосоциальные
- стрессоры-оценки: ситуации конкуренции,
- стрессоры рассогласования деятельности: конфликты, различны формы депривации, ограничения сфер жизнедеятельности человека
Профессиональный стресс
Профессиональный стресс - это состояние сотрудника, характеризующееся повышенным напряжением и истощением в связи с реализацией каких-то профессиональных задач.
Источниками профессионального стресса могут быть:
- сам рабочий процесс: тяжелый рабочий режим, дискомфортные условия работы, недостаток или перегруз информации, ситуации быстрого принятия решений,
- особенности профессиональной роли: высокая ответственность, отсутствие четко сформулированных профессиональных обязанностей, высокие профессиональные требования,
- особенности карьерного роста: слишком быстрый или медленный карьерный рост, отсутствие четких перспектив, условий для развития и повышения квалификации,
- особенности профессионального коллектива: повышенная конкуренция в коллективе, отсутствие неформальных отношений, сложности в общении с руководством.
Кроме этого, более очевидными причинами развития профессионального кризиса являются: несвоевременная оплата труда, низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий и поддержки.
Выделяют несколько видов профессионального стресса:
- информационный - возникает в результате информационных перегрузок или ее дефицита, при частой смене информации,
- эмоциональный - возникает в ситуациях высокого эмоционального напряжения (противоречий или конфликта),
- коммуникативный - возникает в результате неблагополучного психологического климата в коллективе.
Профессиональный стресс проходит через три основные стадии:
- Реакция тревоги: на этом этапе происходит первичное воздействие стрессора, в результате чего сопротивляемость организма снижается, и поведение меняется.
- Сопротивление: на этом этапе организм максимально мобилизуется для сопротивления раздражителю.
- Истощение: при чрезмерно длительном или интенсивном воздействии организм истощается, его адаптационные ресурсы исчерпываются.
Опасность профессионального стресса связана с тем, что при его продолжительной длительности он переходит в профессиональное выгорание, которое проявляется на 3 уровнях:
- физиологический: хроническая усталость, проблемы со сном, аппетитом (голодание или переедание), мигрень;
- социально-психологический: возрастающая апатия и безразличие к коллегам, повышенная конфликтность, низкий уровень морально-нравственных проявлений;
- поведенческий: частые прогулы, опоздания, пристрастие к алкоголю, табаку и т.д.
Профессиональный стресс провоцирует развитие негативного самовосприятия себя как профессионала - формируется ощущение собственной некомпетентности, утрата смысла реализуемой деятельности, неуверенность в своих силах.
Наиболее часто профессиональный стресс возникает в сфере социальных профессий, где постулируется высокая социальная ответственность, высокие требования к профессиональным качествам. Также профессиональный стресс характерен для представителей экстремальных профессий, где условия работы постоянно связаны с быстрым принятием решений недостатков информации, условиями неизвестности и опасности для жизни.
Факторы развития профессионального самосохранения
Основные способы развития профессионального самосохранения, которые доступны самому работнику:
- Брать ответственность за свое самочувствие: следить за режимом питания, отдыха т.д. А также отслеживать нарастание тревоги, негативных эмоций - обучаться навыкам саморегуляции сложных эмоциональных состояний
- Развивать навыки планирования собственного времени, распределения собственных ресурсов в режиме многозадачности
- Обучаться в искусстве межличностного общения: осваивать способы разрешения конфликтных ситуациях
- Развивать способности к делегированию задач, не брать всю работу на себя
- Следить за развитием профессионального утомления: чередовать периоды работы и отдыха, сменять профессиональные задачи
Основные способы преодоления профессионального стресса можно разделить на следующие группы:
- Физический отдых - восстановление на уровне организма (сон, физический отдых, оздоровительные меры, спорт). Важно поддерживать ту физическую активность, которая доставляет удовольствие.
- Смена локации: выезды загород, отдых на природе. Это помогает изменить картину реальности, уйти от режима многозадачности и постоянного темпа дедлайнов.
- Разнообразное социальное взаимодействие - новые знакомства, глубинное общение с близкими.
- Познавательная активность - изучение новых сфер или отраслей знаний, обучение новым хобби, актуализация новых интересов.
- Творчество или любимое дело - источник ресурсов и способ выброса деструктивной энергии.
- Духовная сфера - это развитие собственной внутренней жизни, мировоззрения.