Профессиональные способности и их развитие
Способности – это индивидуально-психологические свойства субъекта, позволяющие ему успешно выполнять тот или иной вид деятельности.
Каждая личность обладает определенными способностями, которые отличают ее от другой. Стоит отметить, что успешный результат какой-либо деятельности не зависит только лишь от способностей, важную роль играет мотивация человека.
Однако, неоспоримым фактом является закономерность, что чем больше развиты у человека способности, тем эффективнее он справляется со своим делом и быстрее обучается этому виду деятельности. Причем обучение и овладение данным видом деятельности даются ему ощутимо легче, чем обучение и реализация другого вида деятельности. Человеку, не имеющему способностей, нужно прикладывать гораздо больше усилий для овладения какой-либо работой, чем способному человеку.
В настоящее время выделяют общие способности, которые определяют уровень развития познавательных процессов, и специальные или профессиональные способности, связанные с каким-либо видом деятельности.
Изучение влияния общих способностей на продуктивность личности являлось ключевой темой исследований большого количества ученых-психологов.
По мнению Шандрикова В.Д. человек от природы наделен общими способностями, но специальные способности на врожденном уровне не закладываются, т.е. в основе всех профессиональных способностей лежат общие способности, которые развиваются в этой деятельности.
Классификация общих способностей
Рассмотрим классификацию общих способностей.
Способность ощущения.
Определяется физическими (зрительные, слуховые и т.д.), механическими (осязание) и химическими (обоняние и вкус) ощущениями. Показателем продуктивности является скорость возникновения ощущения, которая определяется минимальным временем ответа на раздражение;
Способность восприятия.
В качестве показателей продуктивности восприятия могут применяться такие факторы, как объем восприятия, точность, полнота, быстрота и эмоциональная окрашенность восприятия;
Способность памяти.
Критериями продуктивности памяти являются объем памяти, точность запоминания и воспроизведения, прочность и скорость запоминания;
Способность представления.
Критериями показателей продуктивности представления являются яркость (определяемая как четкость, которая указывает на степень приближения вторичного образа к итогу визуального отражения свойств объекта), точность образа (определяется как степень соответствия к ранее воспринятому объекту), полнота образа (выражается в структуре отражения формы, размеров и пространственного положения объектов), а также детальности представления.
Способность воображения.
К показателям продуктивности воображения относят новизну, оригинальность, широту оперирования образами (т.е. возможность преобразовывать различную информацию), тип оперирования (определяется изменениями структуры либо положения воображаемого предмета, либо совокупности этих действий).
Способности мышления.
Показателями продуктивности мышления являются гибкость мыслительных процессов, их темп развития, быстрота, самостоятельность, экономичность (число рассуждений для новой закономерности), широта и глубина ума, последовательность мысли (наличие логического порядка при решении задач) и критичность (осуществляет оценку результатов мыслительного процесса).
Способность внимания.
Критериями показателей продуктивности внимания являются объем внимания (количество предметов или явлений, куда одновременно может быть направлено внимание), его распределение (возможность одновременного выполнения двух и более видов деятельности) , переключение (возможность быстро переключать внимание с одного объекта к другому), устойчивость (время сосредоточения на предмете или явлении) и оперативная подвижность (гибкое управление процессами сосредоточения).
Психомоторные способности.
Показателями продуктивности психомоторики являются точность контроля, одновременная координация определенными конечностями, время реакции, скорость движения конечностями и управление темпом, ловкость и устойчивость конечностей.
Профессиональные или специальные способности
Профессиональные способности – это способности человека, которые формируются в ходе профессионального обучения и укрепляются в течение последующей трудовой деятельности.
Развитие способности представляет собой развитие системы, которая обеспечивает определенную функцию.
Следует сделать акцент на том, что важным фактором является оперативный характер развития способностей, который выражается адаптацией свойств личности требованиям какого-либо вида деятельности. Также в процессе деятельности способности могут приобретать новые стороны и свойства.
Сложность исследований в данном направлении заключается в том, что нет единого понимания какими качествами личности должны обладать представители той или иной профессии. Зачастую к профессионально важным качествам личности относят:
- Темперамент;
- Способность выполнять монотонную работу;
- Способность продолжить или завершить работу;
- Способность к быстрой выработке новых навыков и т.д.
Если проанализировать психологические требования к личности, предъявляемые для выполнения какого-либо вида деятельности, то можно сделать вывод, что используются, как общие понятия (например, память и внимание), так и довольно конкретные (быстрота узнавания отклонений от нормы и т.д.).
Таким образом, специальные способности являются лишь оперативным проявлением общих способностей, которое можно назвать профессиональным навыком.
Анализ профессиональных способностей в настоящее время требует более детального изучения и проработки возможности систематизации профессиональных способностей, а также сравнения результатов исследований в области психологии с результатами в сфере профессиографии.