Профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций — это система целостных и интегративных качеств личности, которые имеют собственную структуру и представлены несколькими компонентами.
Компоненты профессиональной компетентности руководителя общеобразовательной организации
Структура профессиональной компетентности руководителя общеобразовательной организации представлена следующими компонентами:
- аксиологический (система ценностей и наклонностей, наличие стремления к саморазвитию, профессиональному и карьерному росту);
- когнитивный (система знаний руководителя общеобразовательной организации о педагогическом коллективе, способах управления им для достижения целей учреждения);
- деятельностно-технологический (умение использовать знания и опыт с целью определения оптимального решения в нестандартных ситуациях).
Модель управления развитием профессиональной компетентности
Реализация модели управления развитием профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций происходит в виде движения по индивидуальной образовательной траектории с помощью управленческого консультирования на всех этапах осуществления деятельности.
Модель включает:
- Целеполагающая составляющая - осознание цели, содержания и будущего результата деятельности;
- Мотивационная составляющая - стремление наращивать свою компетентность, эффективно выполнять поставленные задачи при наличии соответствующих мотивов сотрудничества в рамках деятельности;
- Деятельностная составляющая - выбор средств, приемов, методов, которые могут потребоваться для достижения поставленных целей;
- Оценочно-регулятивная составляющая – выявление и признание своих ошибок.
В качестве условия эффективного управления совершенствованием профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения выступает профессиональная мотивация человека к управленческой деятельности. Он должен осуществлять саморазвитие на основе опыта, что предусматривает мотивационно-ценностные отношения в пределах системы «руководитель-подчиненный». Считается, что высокая степень профессиональной компетентности способна увеличить конкурентоспособность специалиста.
Формирование профессиональной компетентности
Сегодня в научной литературе не предусмотрено единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность» и принципам ее формирования у руководителя образовательной организации.
Компетентность рассматривают с позиции:
- Системы умений и знаний, которые предопределяют результативность и эффективность труда руководящего работника;
- Объема навыков выполнения задач;
- Комбинации личностных качеств и свойств;
- Системы знаний и профессионально значимых личностных качеств;
- Вектора профессионализации;
- Единого наличия теоретической и практической готовности к труду;
- Способности к сложным культурным видам действий и др.
Разнообразие и многоплановость определений понятия «профессиональная компетентность» связаны с наличием различных научных подходов (личностно-деятельностный, системно-структурный, информационный, культурологический) к его трактовке.
Формирование профессиональной компетентности руководителя образовательной организации выглядит как управляемый процесс становления профессионала. Таким образом, оно включает образование и самообразование специалиста.
Руководитель образовательной организации является единственным человеком, на которого возлагается ответственность за ее функционирование в целом, а не только за деятельность какой-либо ее части. Руководящий пост предоставляет человеку гораздо большие возможности, чем у всех других.
Управленческая компетентность становится в этом случае определяющей в структуре профессиональной компетентности руководителя. Она может состоять из социально-методологической, педагогической, экономико-правовой, общекультурной, информационной и организационной компетентности.
Составляющие профессиональной компетентности руководителя образовательной организации
Управленческая деятельность руководителя образовательной организации характеризуется основными качествами, в состав которых входит умение доводить до подчиненных оперативные сведения, способность осуществлять свободное межличностное общение, умение принимать решения и разрешать возникающие проблемы.
Руководители должны уметь работать в условиях агрессивности внешней среды, иметь навыки командной работы. Они коммуникабельны (умеют советоваться со специалистами и учитывают их мнение, ведут переговоры), умеют убеждать, мотивировать и договариваться. Для них присуща способность оперативно учиться, включаясь в соответствующие разноплановые системы рыночных отношений.
Управленческую деятельность можно соотносить, в том числе и с таким видом профессиональной компетентности, как коммуникативная компетентность. Она также может быть представлена в качестве функциональных компонентов: рефлексивно-когнитивный, ценностно-смысловой, культурный, мотивационный и др.
Для рефлексивно-когнитивного компонента необходимо соответствующий уровень толерантности в рамках позитивной педагогической деятельности и психологической индифферентности. Для ценностно-смысловой сферы присуще наличие хороших и верных коллег, использование творческого мышления, степень креативности, твердая воля.
Культурные ценности включают способы поведения, которые состоят в наличии интеллекта, любознательности, полезности и ответственности. Такой руководитель легко умеет прощать. Мотивационный компонент предполагает познавательную активность на курсовой переподготовке, исключение конфликтных ситуаций в среде коллег.