Профессиональная этика психолога — это совокупность нравственных принципов и норм, регулирующих его взаимоотношения с коллегами, научным сообществом, респондентами, а также людьми, обращающимися за психологической помощью.
Особенности этики психолога
В прикладной психологии этика психолога необходима для того, чтобы обеспечить гуманистическую направленность его деятельности. Она помогает решать профессиональные задачи и достигать социально значимых целей с сохранением психологического благополучия личности и общества.
Профессиональная этика предназначена для формирования стандартов поведения специалистов. Она рассматривает качество их работы в разрезе эффективности услуг с учетом их соответствия духовным ценностям и нормам морали.
Профессиональная работа психолога предполагает работу с конкретными людьми и социальными группами. По этой причине влияние на них, которое реализуется в форме психологической помощи и сопровождения в решении задач, создает духовный и нравственный фундамент мировоззрения специалиста. В современных условиях работа психологов стала приобретать особенное значение, которое связано с воздействием на сознание (самосознание) человека и группы людей с дальнейшим изменением в их деятельности.
В системе ценностей профессиональной подготовки психологов стала утверждаться ценность лидерства, которую оказывает воздействие на действительность. Предмет профессиональной этики представляет собой совокупность специальных этических проблем, которые проявляются в работе профессионального психолога. Они возникают в практической работе с клиентами и пациентами, в отношениях с коллегами и руководством.
Профессиональная этика включает формулировку совокупности моральных императивов о долге психолога, включая его нравственные обязанности, пределы профессиональной и личной свободы. Она определяет требования к специалисту, работа которого связана с вмешательством в личную жизнь других людей.
Общие нормы профессиональной этики психолога
Профессиональная этика психолога прописывается в этических кодексах. Каждая организация имеет свой кодекс. Вариантов таких кодексов множество, при этом каждый психолог сам определяет, каких норм он будет придерживаться в соответствии с требованиями профессиональной организации.
Существуют общие нормы и правила. Их соблюдение должно обеспечиваться психологом. В состав общих норм необходимо включить:
- Компетентность,
- Неразглашение сведений,
- Уважение прав,
- Отсутствие дискриминации и др.
Психологи должны вести свою профессиональную деятельность только в рамках компетентности. Она определяется образованием, повышением квалификации и соответствующим профессиональным опытом. Специалист, который ведет профессиональную деятельность в новых сферах, берет за основу новые методики лишь после их тщательного исследования, обучения или консультирования.
Если психолог принимает решение, которое связано с профессиональной деятельностью, то ему нужно учесть квалификацию и опыт работы с людьми, наделенными индивидуальными различиями.
В работе с людьми специалист должен использовать понятия и термины, которые понятны для клиента, являющегося непрофессионалом в области психологии. Перед началом сеанса нужно обговорить вопрос разглашения (неразглашения) получаемых результатов. Решение здесь принимается, в первую очередь, на основе мнения клиента.
В соответствии с профессиональной этикой психолога нужно проявлять уважение и обеспечивать выполнение прав других людей. В профессиональной деятельности психологу необходимо уважительно относиться к правам других людей в области установок, мнений, моральных норм.
В работе психолога специалист должен исключать дискриминацию по возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, сексуальной ориентации, наличию физического или психического расстройства, языку, социально-экономическому статусу и др. Ему необходимо не допускать действия, способные оскорбить или унизить честь и достоинство клиента.
Психологу в своей работе необходимо исключить внепрофессиональные контакты с клиентом в ситуации, которая способна нанести вред клиенту.
Процедурные нормы профессиональной этики
В ходе формирования профессиональных отношений между психологом и клиентом нежно с самого начала обсудить, что будет происходить в процессе сеанса. В этой сфере большую роль играет соблюдение конфиденциальности и решение финансовых вопросов.
Специалист должен получать осознанное согласие на консультацию, используя понятный язык для участника. Если клиент не способен дать официальное согласие, то психологу необходимо получить осознанное разрешение от людей, которые несут ответственность в соответствии в законом.
Когда специалист вынужден оказывать услуги нескольким людям, вступившим в близкие или родственные отношения, ему в начале беседы нужно выяснить, кто является клиентом и какие отношения предполагаются с каждым участником консультации.
При неожиданном прекращении своих услуг (например, по причине болезни, потери работоспособности, переезда, финансовых ограничений) психологу важно планировать возможность продолжать работу с клиентом. Об этом клиент заранее уведомляется.
По завершению профессиональных отношений должны обеспечиваться следующие пункты профессиональной этики:
- Прекращение вмешательства после понимания того, что клиенту больше не нужны услуги (если последующая работа не может уже приносить результат, а ее продолжение даже способно нанести вред);
- Выяснение актуального состояния клиента и проведение соответствующей подготовки по прекращению работы;
- Передача клиента другим специалистам при наступлении такой необходимости.