Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Этический кодекс детского психолога

Все предметы / Психология / Этический кодекс детского психолога
Определение 1

Этический кодекс детского психолога — это документ, который регламентирует работу детского психолога (например, в рамках образовательного учреждения). Профессиональная деятельность детского психолога характеризуется ответственностью перед ребенком.

Особенности профессиональной этики в работе с детьми

Работа психолога с детьми и подростками является непростой задачей, которая требует специальных знаний и навыков. Она усложняется тем, что в этой области существует большое число этических дилемм, которые связаны со спецификой оказания психологической помощи несовершеннолетним лицам (в сравнении с взрослыми клиентами). Проблемы сохранения конфиденциальности, безопасности и обозначения границ в консультации, ролевое смешение представляют собой с этической точки зрения вопросы еще более острые и требующие внимательного профессионального отношения.

Соблюдение норм и правил этики в консультировании ребенка и его законных представителей, которые заинтересованы или участвуют в процессе, — это главная обязанность любого детского психолога и психотерапевта. Во многих отношениях терапия с ребенком предполагает еще более высокий уровень этического поведения. Это связано с особой уязвимостью и сложностью, необходимостью взаимодействовать не с одним членом семьи.

Замечание 1

Этические принципы, как правило, прописаны в этическом кодексе психолога, предназначенном для работы со взрослыми клиентами. По этой причине их не всегда можно использовать в отношении работы с детьми.

Особенности этических норм детского психолога

Детский психолог должен постоянно стремиться поддерживать этические и правовые основы консультирования, но при этом он, к сожалению, сталкивается с большим количество дилемм. Чаще всего они проявляются по причине отсутствия однозначности в понимании некоторых проблем:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Конфиденциальность,
  • Нарушение границ,
  • Ролевое смешение,
  • Возможность физического контакта (например, прикосновения к клиенту в ходе работы).

Если взять за основу особенности развития и поведения ребенка на соответствующем этапе онтогенеза, то у детского психолога в ходе консультирования могут возникать ситуации, которые никогда не возникнут при работе с взрослым и зрелым клиентом. Например, дошкольник может попросить специалиста посадить его на колени, спонтанно обнимет, пригласит к себе в гости. Если маленький клиент разозлиться, то он начнет топать ногами в кабинете психолога или вообще захочет уйти в начале консультации.

Младший школьник может попросить специалиста рассказать о его семье, детях. Любые его вопросы, как правило, отличаются спонтанностью и неожиданностью. Подростки чаще всего проявляют любопытство в отношении личной жизни психолога, включая опыт взросления. В таких случаях для специалистов возникает большое количество опасностей, которые связаны с пересечением и нарушением границ. Ребенку более сложно, чем взрослым, обозначать этические границы в консультировании. Положительная сторона такого общения состоит в появлении большего числа возможностей для самораскрытия.

В ходе консультации детскому психологу не всегда удается удерживать границы. Любой ребенок, особенно младшего возраста, подвергнет их испытанию. В этом случае даже сам психолог может становиться заложником особенных симпатий к ребенку, что является последствием переносов, связанных с воспоминаниями своего детства, возникшим чувством жалости или желанием «спасти».

Данные этические проблемы детского консультирования чаще всего представляют собой предмет обсуждения в различных школах психотерапии, включая психоанализ, гештальт-терапию, психодрамму, клиент-центрированную терапию, транзактный анализ и др.

Основа этического кодекса детского психолога

Профессиональная деятельность детского психолога характеризуется тем, что, если личные интересы ребенка противоречат интересам учебного или воспитательного учреждения, других людей, взрослого или ребенка, специалист должен выполнять свои функции максимально беспристрастно.

Деятельность детских психологов должна выстраиваться на основе принципа профессиональной автономности и независимости. Его решения по вопросам профессионально-психологического характера являются окончательными и не могут отменяться администрацией и вышестоящими управленческими организациями.

Так, в сфере образования, отменять решение педагога-психолога, работающего с детьми, имеет право лишь специальная комиссия. Она состоит из высококвалифицированных психологов и наделена соответствующими властными полномочиями.

Работая с детьми, психолог должен руководствоваться принципами честности и искренности. Для оказания квалифицированной помощи именно детям, психологу необходимо доверие и соответствующие права. Он, в свою очередь, обладает персональной ответственностью за правильное применение прав, которые ему даны.

Так, в сфере образования работа детского психолога максимально регламентирована. В этой области чаще всего создается такой документ, как этический кодекс детского психолога. Деятельность специалиста здесь концентрируется на достижении исключительно гуманных целей, которые предполагают снятие ограничений по пути свободного интеллектуально-личностного развития каждого воспитанника или ученика.

Педагоги-психологи должны выстраивать собственную работу, взяв за основу безусловное уважение достоинства и неприкосновенности личности, активную защиту основополагающих человеческих прав, которые определены во Всеобщей декларации прав человека. Этот специалист в соответствии с этикой выступает в качестве основного защитника детских интересов перед обществом и всеми людьми.

Детскому психологу необходимо быть осторожным и осмотрительным в выборе методов психодиагностики и психокоррекции, включая свои выводы и рекомендации. Он не должен участвовать в каких-то мероприятиях, которые как-то способны ограничивать развитие ребенка, человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность.

Самое тяжелое нарушение профессиональной этики заключается в личном содействии и непосредственном участии в делах, которые потенциально наносят вред детям. Специалист, однажды замеченный в подобном нарушении, в определенных законодателем случаях:

  • Лишается прав работы с детьми,
  • Лишается права использовать диплом или документ, который подтверждает квалификацию профессионального психолога,
  • Подвергается суду.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис