Любая профессиональная деятельность, которой занимается человек, оставляет свой отпечаток на характере человека. Многие педагоги, работающие в сфере образования, отличаются уверенность в правоте, стремление «научить». Негативные изменения в характеристике личности определяются содержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, они развиваются постепенно, закрепляются в сознании человека и превращаются в устойчивые психические характеристики, являющиеся признаками профессиональной деформации.
В центре внимания исследователей периодически возникает проблема влияния профессии на работника. Решение типовых задач на протяжении значительного срока формирует особый стиль общения, профессиональные привычки, определенный склад мышления. Профессиональные знания и умения, специальные способности составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Внутренний мир личности преобразуется в результате длительного взаимодействия с профессией. В результате преобразования человек развивается с профессиональной точки зрения. Необходимо отметить, что любое развитие может привнести не только позитивные, но и негативные последствия. Личность, с одной стороны, совершенствуется в своем виде деятельности, а с другой, возникают негативные проявления, которые проявляются в понятии профессиональной деформации.
Психологический потенциал сотрудников ОВД
Решение профессиональных задач требует от работника ОВД знаний о том, какая он личность и какого уровня развития перед ним личность как объект воздействия. Человек должен управлять своим психическим состоянием, особенно в экстремальных ситуациях. Сотрудникам ОВД следует совершенствовать себя как личность, несмотря на то, что их эмоциональная устойчивость выше, чем у большинства людей.
Работающие в ОВД должны совершенствовать психологический потенциал. Они обязаны обладать таким потенциалом, который способен противостоять их личностной и профессиональной деформации. Важно вырабатывать умение и навыки сохранять уравновешенность, дисциплинированность и самообладание в любых ситуациях.
Профессиональная деформация сотрудников ОВД
Профессиональная деформация (от лат. deformatio – «искажение») – это явление, сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он ежедневно работает над собой.
Особенность деятельности сотрудников ОВД состоит в наличии элементов отрицательного воздействия на личность, которые способствуют возникновению кризиса в профессиональной деятельности, снижению целей и интересов, утрате удовлетворения службой, физической усталости и эмоциональной опустошенности. Результатом деформации становится нарушение закона, дисциплины и профессионально-этических норм.
Существуют следующие виды профессиональной деформации:
- собственно-профессиональная деформация обусловлена влиянием криминогенной среды (использование нецензурных выражений в общении с коллегами и заключенными, пренебрежительное и враждебное отношение к коллегам и заключенным, моральное и физическое уничижение человеческого достоинства, утрата чувствительности к нравственно-психологическим ранам, человеческому несчастью);
- должностная деформация обусловлена властностью сотрудников ОВД (неограниченность властных полномочий, подавление воле, нетерпимость к мнению других и критике, чинопочитание, отсутствие доброжелательных служебно-деловых отношений);
- депривационная деформация обусловлена заменой неудовлетворенных потребностей другими, более доступными, например, духовные ценности заменяются материальными.
Скорость протекания деформации зависит от особенностей личности. Скорость деформации увеличивается после 5 лет профессиональной деятельности, после 10 лет она происходит глубже.
Сотрудник ОВД может стать профессионально непригодным в случае возникновения профессиональной деформации. Он должен встать на путь личностного саморазвития. Первое, что должен сделать сотрудник – познать свою личность, изучить характеристики и закономерности психических процессов.
Преодоление профессиональной деформации сотрудников ОВД
Профессиональная деформация преодолевается сотрудниками при помощи психологической службы, которая проводит совокупность мероприятий. Мероприятия ориентированы на снижение проявлений деформации. Профилактические меры включают методы воспитательного и психологического характера:
В процессе профилактики решаются следующие задачи:
- выработка высокой культуры в работе;
- развитие нравственно-психологической устойчивости;
- формирование установки на следование кодексу профессиональной чести;
- формирование морально-психологического климата в подразделении.
Важную роль в профилактике играет обеспечение профессионально-нравственной надежности, т.е. соответствие личности морально-психологическим аспектам, которые требует профессия.
Деформация развивается под влиянием факторов, которые обусловлены спецификой деятельности сотрудников ОВД, их личностных характеристик. Например, сотрудники уголовного розыска могут испытывать подобную деформацию после 5-8 лет работы. У них ярко проявляется пренебрежение к социальным нормам и уставу, перестают контролировать свое поведения, становятся агрессивными, прямолинейными, враждебными, злопамятными. Патрульно-постовые служащие испытывают деформацию после 3-5 летнего стажа работы. Она проявляется в снижении активности, появлении инертности, неуверенности, пассивности, склонности к раздумьям. Участковые инспектора имеют подобные проявления деформации.
Итак, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к сфере деятельности. Проявления деформации – это следствие обращения работника к неадекватным механизмам, например, словесное оскорбление коллег и заключенных, объяснение своих действий интересами раскрытия преступления и др. Перед психологической службой стоит актуальная проблема профилактики профессиональной деформации среди сотрудников ОВД.