Проективные методы
Проективные методы - это группа психодиагностических методов, отличающихся глубинным исследованием личности (скрытых мотивов, неосознаваемых установок, внутренних конфликтов).
Основной принцип работы проективных методов - это проекция интрапсихической реальности на стимульный материал. Проецирование достигается за счет специфики самого стимульного материала, который представляет собой слабо структурированный и многозначный материал. Именно многозначность позволяет человеку наполнить материал своим собственным смыслом и значением.
Изначально сам термин «проекция» зародился еще в психоаналитическом направлении благодаря З. Фрейду, в рамках которого проекция выступала как механизм психической защиты.
В дальнейшем, в юнгианской аналитической психологии появляется метод свободных ассоциаций, который также работает по методу проекции.
Затем проекция как механизм работы со стимульным материалом активно используется в клинической практике как метод исследования внутренних мотивов, что выливается в создание теста чернильных пятен Г. Роршаха, а затем как метод исследования воображения - тематический апперцептивный тест Г. Мюррея и К. Моргана.
Однако объединить все эти появившиеся методики под эгидой проективных удалось Л. Франку, который собственно и оформил эти методы в самостоятельную группу и сформулировал основные принципы их работы, достоинства и ограничения.
По Л. Франку, основной особенностью проективных методов является то, что стимульный материал проективных методов слабо структурирован и неоднозначен. Это дает возможности для неограниченного числа ответов и не подразумевает наличия эталонных ответов.
Такая специфика является определенным достоинством проективных методов, поскольку ослабляет психологические защиты человека, снижает стремление давать социально желательные ответы и лучше настраивает на психологический контакт в работе.
Однако основной сложностью в работе с проективными методами является их невысокая надежность, ибо не все проективные методы имеют высоко стандартизированные инструкции и методы анализа полученного материала, вследствие чего возникает высокий риск субъективных интерпретаций самого психолога.
Тем не менее, проективные методы позволяют получить такой личностный материал, который сложно выяснить с помощью тестов или опросников. Проективные методы отражают глубинные уровни психической деятельности, и это является их неоспоримым достоинством.
Л. Франк отмечает, что проективные методы направлены на исследование личности в целом, а не отдельных ее черт, качеств и способностей. Личность человека, по Л. Франку, представляет собой устойчивую систем внутри динамических процессов - мотивов, установок, стремлений.
Классификация проективных методов строится на основании характеристик стимульного материала:
- конститутивные: необходимо оформить неоформленный материал,
- конструктивные: необходимо из разрозненных деталей собрать единое целое,
- интерпретативные: необходимо объяснить или продолжить некую ситуацию, картинку,
- экспрессивные: рисуночные методы,
- импрессивные: нужно выбрать из стимулов наиболее приятные,
- рефрактивные: на основе анализа непроизвольных движений, используемых в обычной жизни (жесты, позы и т. д.),
- катартические: стимульный материал - это специфически выстроенные условия (психодрама)
- аддитивные: необходимо дорисовать, завершить рассказ или предложение и т. д.
Нарушения в личностном развитии: понятие, диагностика
Нарушения в развитии личности - это комплексное понятие, описывающее нарушение эмоционально-волевой регуляции (появление страхов, тревожности, агрессивности; развитие негативизма, упрямства, слабоволие), неразвитость социально-коммуникативных компетенций, появление антисоциальной мотивации
Нарушения в личностном развитии разделяют на два больших класса:
- Специфические нарушения для определенного возраста: нарушение развития или отсутствие каких-то специфических для возрастного периода психических явлений или комплексов (они препятствуют дальнейшему развитию).
- Неспецифические нарушения: они характерны для любого возраста и вполне успешно поддаются коррекции.
Выделим ряд специфических нарушений развития:
- младенческий период: отсутствие комплекса оживления (эмоционально-двигательная реакция по отношению к взрослому), который является началом эмоционального развития; задержка в развитии внешних форм выражения эмоций; апатия и равнодушие в ситуации взаимодействия со взрослым;
- раннее детство: отсутствие эмоциональной синтонии (эмоционального заражения) при взаимодействии со взрослым; застревание на эмоциональном процессе; несформированность дифференцирования эмоциональных реакций по отношению к разным людям; отсутствие эмоциональных реакций на новизну, боязнь безопасных предметов;
- дошкольный период: отсутствие эмпатии и способности сопереживать другому; отсутствие эмоционального предвосхищения события (положительного или негативного); множество фобий и страхов, отсутствие эмоциональной синтонии.
Диагностическое обследование ребенка с нарушения развития личности должно быть системным и включать в себя диагностику также и познавательной сферы, речевой и эмоционально-волевой. Само психодиагностическое обследование строится с опорой на возраст ребенка и уровень его психического развития.
Проективные методы работы с детьми
Не поддается сомнению, что многие проективные методики создавались для работы со взрослыми людьми, и для работы с детьми они либо еще не адаптированы, либо просто не могут быть адаптированы.
Поэтому психологу нужно понимать, какие методики он может использовать, а какие нет. Несмотря на то, что имеется множество адаптированных для детей версий, важно понимать, что любые методики, построенные на принципе вербального изложения, анализа ситуации, интерпретации - все они ограничены понятийным и речевым аппаратом ребенка.
Поскольку, если речевой аппарат еще не сильно развит у ребенка, то у психолога увеличивается вероятность получения клишированных ответов.
Кроме того, в силу еще недостаточной развитости понятийного аппарата и системы символических значений, ребенку может быть сложно работать с визуальными стимулами, поскольку он будет стремиться идентифицироваться с персонажами, похожими на него
Поэтому в работе с детьми из всего арсенала проективных методов, как правило, довольно успешно используются рисуночные, конструктивные и аддитивные методы.
В качестве примера таких методов можно привести методику «Автопортрет», в которой ребенку нужно нарисовать самого себя. Она направлена на изучение индивидуальных особенностей личности. В ней анализируются содержательные части рисунка и инструментальные: голова (сфера интеллекта и воображения), шея (волевая регуляция), плечи (уверенность в своих силах), туловище (удовлетворенность потребностей), лицо (контакт с внешним миром), уши (восприятия критики), глаза (тревожность, склонность избегать), рот и зубы (символ агрессии), руки (символ ловкости и храбрости), ноги (опора, свобода)
Рисуночная методика «Дерево» направлена на выявление патологических форм психического развития. В ней анализируются следующие параметры: размер дерева (эмоциональное самоощущение), его расположение на листе (склонность к фантазированию или практичности), толщина ствола (уверенность в себе), форма ствола, тип дерева, тип кроны (сфера общения), соотношение кроны и ствола (отражает потребность в общении), листья (удовлетворение потребности в общении), дупло (склонность к неконтролируемым импульсам), пень (наличие стрессового события) и его местоположение.
Кинетический рисунок семьи направлен на диагностику внутрисемейных отношений. Методика состоит из двух этапов: ребенок рисует, а затем его приглашают на небольшую беседу. В методике анализируются качественные и количественные показатели: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности, враждебность в семейной ситуации. Помимо этого, анализируется сам процесс рисования: откуда начал, как часто стирал, прикрывал ли ладошкой. И содержательный анализ: количество членов семьи и соответствие реальным членам семьи, кого нет на рисунке, есть ли сам ребенок на рисунке, какова дистанция между членами семьи, чем они заняты.
Рисуночная методика «Несуществующее животное»: анализируется размер животного (связано с самооценкой), его месторасположение (характеризует уровень притязаний), вытянутость фигуры по горизонтали (неуверенность), по вертикали (агрессивность), панцирь (стремление к безопасности), хвост (открытость и уверенность), крылья (желание выйти из неприятной ситуации), антенны (интерес к окружающим).