Общение и коммуникация
Общение – это процесс налаживания контактов между группами и людьми, который порождается необходимостью совместной деятельности.
Он содержит в себе восприятие других людей, а также выработку конкретной стратегии взаимодействия.
Главное содержание общения как процесса – передача информации (коммуникация), восприятие друг друга, познание и взаимодействие.
Особенное внимание у исследователей вызывает как раз коммуникативный аспект. Достаточно часто два эти понятия «коммуникация» и «общение» используют как синонимы, хотя второй термин обширнее и содержит в себе еще перцептивную и регулятивную функции.
Удовлетворенность общением считается довольно весомым социально-психологическим признаком духовного благополучия, как раз потому проблема общения в психологии так актуальна. Вступая во взаимодействие с людьми, человек, осознанно или нет, старается воплотить потребность в признании, которая соединена с самооценкой и принадлежит к высшим потребностям. Самоуважение, без сомнения, тоже складывается в общении, под воздействием окружения.
Общение располагает собственными функциями, средствами, видами и типами, каналами, фазами. По своим видам и формам общение весьма многообразно (непосредственное, опосредованное общение; массовое и межличностное общение; межперсональное и ролевое общение и др.).
Современные средства массовой коммуникации содействовали появлению новых течений исследования особых инновационных форм общения (телевидение, телефон, радио, Интернет и т. п.).
Особенное внимание ученые уделяют двум моментам (видам, языкам) общения ‒ невербальному (неречевому) и вербальному (речевому).
Умение общаться нужно вне зависимости от того, каким видом деятельности занят или будет заниматься человек. Каждый, кто старается достичь успехов в жизни, с успехом продвигаться по карьерной лестнице, качественно и компетентно общаться с людьми должен овладеть навыками и приобрести знания в сфере делового и межличностного общения. Но в особенности значимо умение общаться для людей в деловой сфере: менеджеров, предпринимателей, людей, занятых в сфере управления.
В современном мире межличностные отношения занимают очень важное место в жизни общества и каждого отдельного человека. Без общения невозможно полноценное формирование человека, как личности.
Факт общения характерен всем высшим живым существам, но все же на уровне человека оно содержит в себе самые абсолютные формы, делаясь осмысленным и опосредствованным речью. У человека содержание общения намного обширнее, чем у животных. В ходе общения, люди друг с другом обмениваются разной информацией, передают друг другу богатый жизненный опыт, умения, знания, навыки, их способности, представления о том или другом событии, ситуации.
Качество коммуникации и общения
Современная психология коммуникации и общения предлагает не только разные теории, но и многочисленные практические методы. При помощи их можно овладеть навыками, которые повышают качество общения.
Как же установить это самое качество? Основополагающих позиций несколько:
- стиль общения – глубокий, доверительный либо поверхностный, формальный;
- уровень удовлетворения нужд человека (в признании, в нужной информации и прочих.);
- возможность саморазвития личности в процессе общения.
Неспособность общаться может приводить к тому, что многие наши современники непроизвольно попадают в коммуникативный вакуум, тем самым обрекая себя на одиночество среди людей, перекрывая путь к дружбе, любви, успеху.
Лишь осмыслив данную проблему, можно определить пути ее решения. Их достаточно много. Сегодня достаточно много литературных источников по психологии, которые посвящены рассматриваемому вопросу, все популярнее становятся тренинги личностного роста и навыков коммуникационного поведения. Все это дает возможность не просто обучиться эффективному общению, но и усовершенствовать качество своей жизни, привнести в нее новые краски, эмоции и впечатления.
Проблемы «барьеров» общения в современном мире становятся весьма актуальными в связи с целым рядом условий. Одним из условий считается распространение областей, в которых необходимо взаимоотношение «человек-человек». Выработка путей определения и разрешения проблемы «барьеров» обладает большим значением для последующего успешного общения и совместной деятельности. «Барьер» общения рассматривается как одно из состояний психики, которое может представляться в пассивном поведении индивида, что, несомненно мешает исполнению всевозможных действий. Барьер имеет место быть в усилении отрицательных установок индивида ‒ стыд, тревога, чувство вины, низкая самооценка, ассоциативные задачи
Личностный аспект является определяющим в классификации «барьеров», которая основана на психологии отношений В. Н. Мясищева:
- «Барьеры» отражения, которые выявляются в искаженном восприятии: себя (у человека есть неадекватная самооценка своей личности); другого индивида (причисление тех качеств и свойств личности, которые не свойственны другому человеку); ситуации (неверная оценка существенности той или другой ситуации).
- «Барьеры» отношения ‒ в представленную группу включаются те барьеры, которые появляются вследствие неадекватного отношения к чему-либо: к себе (недовольство собственным статусом в обществе); к партнеру (чувство антипатии, неприязни к человеку); к ситуации (негативное отношение к ситуации).
«Барьеры» обращения как особой формы отношения. Эти «барьеры» появляются:
- при формах обращения, которые приводят к сотрудничеству, кооперации и т.д. (комплименты, одобрение, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
- при формах обращения, которые приводят к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, применяемые в ситуациях конфликта, оскорбительные выражения и т. п.).
При исследовании проблемы «барьеров» в контексте личностного подхода можно также рассмотреть схемы выхода из ситуации того самого «барьера». Здесь важным моментом будет выступать принцип взаимоотношений, которые ведут к формированию сотрудничества, а также взаимопонимания при учете психологических и индивидуальных черт партнеров в общении.
К схеме выхода из ситуации «барьера» можно отнести:
- оценку сформировавшейся ситуации, проявление ориентированности и последующих потенциальных последствий;
- установление причин, которые привели к развитию данной ситуации;
- предположение путей выхода из сложившейся ситуации, с учетом причин;
- выявление результативных действий для выхода из представленной ситуации.
Сюда можно отнести непосредственные действия, которые могут привести к минимизации тех или других «барьеров», а также дадут возможность организовать процесс общения.
К сожалению, в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться исключительно с симпатичными людьми. Как правило, все мы можем оказаться в ситуациях, когда подобные проблемы могут возникнуть. Задача, которая стоит перед человеком, столкнувшимся в данный момент с такой проблемой, – почувствовать барьер, установить его вид и использовать способы, особо качественно его устраняющие.