Мотивация — это понятие, которое используют в двух смыслах: как систему факторов, которые определяют поведение (потребности, мотивы, цели, намерения) и как процесс, стимулирующий и поддерживающий деятельность личности на определенном уровне.
Понятие мотива достижения
Исследователи говорят не только о мотивации в определенной деятельности, но и о мотивации в целом, характеристике человека. Большой психологический словарь включает следующее определение:
«Мотивация – это влияние ряда внешних и внутренних факторов (мотиваторов), которое проявляется как побуждение к осуществлению поведения с определенной направленностью, интенсивностью, стойкостью».
Понятие мотивации было дополнено Д. Макклелландом содержанием понятие «мотив достижения». Он считал, что естественным побудителем мотива достижения является желание сделать что–то лучше. Мотив достижения предполагает, что «нечто делается лучше самого этого факта, из-за внутреннего удовольствия от улучшения собственной деятельности».
Аткинсон внес дополнения и провел дальнейшую разработку концепции Д. Макклелланда. Он определяет мотив достижения в качестве способности испытывать гордость за достигнутое.
Личные отличия в мотивационной сфере могут проявляться в том, что одни люди стремятся попасть в ситуации, ведущие к достижению, а другие стремятся по возможности избегать их. Сила стремления человека к достижению должна зависеть от уровня мотива достижения успеха в качестве личностной диспозиции. Она представляет собой субъективно оцениваемую вероятность достижения поставленных целей и их личностных значений для человека.
Особенности мотивации достижения
Многие ученые рассматривали мотивацию достижения в качестве попытки увеличить или сохранить максимально высокими способности человека к любому виду деятельности, к которому можно применить показатели успешности. В них выполнение такой деятельности может, следовательно, приводить к успеху или к неудаче.
Ряд исследователей предлагали рассматривать мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных процессов в ситуации достижения и в рамках реализации. Они подчеркивали конструктивные элементы мотивации, необходимые для регулирования деятельности:
- мотивацию актуализации (импульс и начало деятельности),
- мотивацию селекции (процесс выбора цели, действия),
- мотивацию реализации (правила 11 выполнения действия и контроль реализации намерения),
- мотивацию постреализации (процессы, которые направлены на прекращение или изменение действий).
Таким образом, мотивация достижения представляет собой внутреннее, относительно устойчивое стремление человека достигать успех в различных видах деятельности. Она является функционально-структурным личностным образованием, которое выражается через стремление личности выполнять дело на высоком уровне качества.
Человек с мотивацией достижения стремится добиваться высокого уровня мастерства, выполняя дело на основе собственных усилий и способностей в ситуациях, где предусмотрена возможность качественно выполнять деятельность.
Многие ученые, включая Аткинсона, Домыслова, Литвинову и Макклелланда, выделили в мотивации достижения 2 мотивационные тенденции: стремление достигать успех и стремление избегать неудачи.
Потребность достижения может проявляться в попытке достигать успеха (исключать неудачу). Это соотношение отражает силу данной потребности человека. Таким образом, первую задачу назвали «мотив успеха», а вторую «мотив избегания».
Преобладающий мотив достижения должен соответствовать потребностям высшего уровня реализации деятельности, а преобладающий мотив избегания – низкому.
Мотивация на успех
Мотивацию на успех относят к позитивной мотивации. С такой мотивацией человек совершает действия, имея в виду достижение чего-то конструктивного и положительного. Мотивацию для отказа применяют с отрицательными мотивами.
Мотивацию достижения успеха определяют как стремление субъектов прикладывать усилия, достигая лучших результатов в сфере, которую они считают максимально значимой. Это необходимо для того, чтобы обеспечить оптимальную производительность в любой области, которая ориентирована на достижение конкретного результата с критерием успеха.
Современное общество, в котором в качестве основных ценностей бытия человека выступает профессиональный успех и реализация себя, предусматривает мотив достижения и избегания.
Мотив избегания представляет собой личностную диспозицию, побуждающую субъекта действовать во имя избегания неудач (в любой ситуации или в ситуации, в которой уклонение — это наиболее экономически эффективная стратегия поведения). Это возможно, когда восприятие и оценка ситуации производится другими людьми.
Человек с высоким уровнем мотивации для получения более реалистичных оценок его возможностей при определении целей и задач пытается преодолеть трудности, достигая больших результатов в деятельности. Мотивацию достижения успеха необходимо отнести к позитивной мотивации. В ее процессе человек, начиная любое дело, будет стремиться к успешному завершению. Основой этой деятельности является надежда на успех.
Я. С. Хаммер определяет мотивацию достижения успеха в качестве внутренней мотивации. Он выделил в ней субъективную и объективную ценностную сторону мотива успеха, количественно расширяя ключевые категории успеха.
Субъективный успех представляет собой совокупность суждений человека о достижениях и результатах, измеряемых через параметры удовлетворенности. Объективный успех — это положительный результат, признанный и оцененный в социальном окружении.
Субъективный успех влияет на достижение объективного успеха, который, в свою очередь, с помощью личностной удовлетворенности и посредством признания со стороны социума приводит к субъективному успеху.